Запрет на продление срока службы вагонов не улучшит безопасность перевозок

Запрет на продление срока службы вагонов не улучшит безопасность перевозок

По имеющейся из открытых источников информации, решение проблемы отложено до введения в августе 2014 года на территории России нового технического регламента Таможенного союза, в котором заложены положения, касающиеся ПСС. При этом нет оснований полагать, что новый документ изменит ситуацию в лучшую сторону для владельцев подвижного состава.

По мнению экспертов Российской ассоциации производителей удобрений, запрет на использование вагонов с истекающим календарным сроком эксплуатации не приведет к улучшению безопасности перевозок.

Практика показывает, что большинство случаев сходов с путей и крушений на железной дороге относится к вагонам с новыми литыми деталями тележек, в отличие от вагонов с продленным сроком службы, которые прошли капитальный и деповский ремонт. Это подтверждается данными по сети РЖД. А именно: с 2006 года по 2012 год, включая четырнадцать дней января 2013 года, произошло 111 изломов боковых рам тележек грузового вагона, из них 87 или 78% боковых рам эксплуатировалась не более 4 лет.

Соответственно, при изъятии из оборота «старых» вагонов есть существенная вероятность, подтверждаемая статистикой, что количество ЧП не уменьшится, а наоборот, возрастет. Поскольку обеспечение безопасности движения (основной мотив для ограничения продления срока службы вагонов) возможно без вывода из обращения универсального и специализированного парков с «солидным» стажем, РАПУ считает возможным сохранить ранее действовавшие нормы ПСС до разработки нового положения, отвечающего интересам всех участников рынка.

Еще одним аргументом в пользу запрета ПСС называлась необходимость стимулировать покупку инновационного подвижного состава. Однако по большинству разновидностей специализированного подвижного состава отсутствуют какие-либо новые типы вагонов с улучшенными характеристиками, а избыток вагонов в спецпарке отсутствует.

«Предприятия отрасли готовы обновлять подвижной состав, – говорит исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Игорь Калужский. – Более того, они регулярно докупают новые вагоны, помня о ситуации с «дефицитом» на железной дороге в 2007-2011 годах, когда срывались сроки отправки сырья на заводы и готовой продукции потребителям. Но на полное обновление потребуется время: производителям минеральных удобрений – чтобы изыскать источники финансирования, а вагоностроителям – чтобы обеспечить всех желающих требующим количеством вагонов».

РАПУ является объединением одной из крупнейших грузообразующих отраслей с суммарной годовой погрузкой 50 млн. тонн. Ассоциация дважды обращалась в Правительство РФ по вопросу недопустимости запрета на продление сроков службы годных технически, но не прошедших ценз по сроку эксплуатации вагонов. В отрасли в ближайшие 3 года будет выведено из эксплуатации более 2100 специализированных вагонов или 20% спецпарка, в первую очередь цистерн, а по некоторым видам грузов – до 100% подвижного состава2. Заказы на химические цистерны не могут быть полностью обеспечены российскими вагоностроителями, и будут размещены в значительной степени на иностранных заводах. Учитывая узкопрофильную специализацию парка, его невозможно быстро привлечь с рынка, и задержка поставок вагонов, возможно, приведет к остановке соответствующих производств. Общий размер инвестиций в обновление потребует более 5 млрд рублей, что в существующей рыночной конъюнктуре и без реальных оснований абсолютно не оправдано.

Сокращение железнодорожного парка приведет к росту стоимости предоставления вагонов на рынке универсального подвижного состава из-за искусственного сокращения предложения при высоком спросе. В то же время, снижение совокупных транспортных затрат грузовладельцев являлось одной из главных целей структурного реформирования на железнодорожном транспорте в России. Стимулировать покупку «инновационного» подвижного состава и находить оптимальный баланс спроса и предложения на рынке вагонов нужно исключительно экономическими методами, а не запретительными и ограничительными мерами, убеждены производители минеральных удобрений.

РАПУ считает целесообразным обратить внимание органов государственной власти на необходимость детального анализа ситуации. Позицию РАПУ разделяют представители сообщества операторов подвижного состава и НП «Русская сталь». В частности, предлагается:

- до момента принятия нового документа о порядке проведения ПСС в кратчайшие сроки вернуть порядок, действовавший ранее, до апреля 2013 года;

- при разработке положений нового нормативного документа по ПСС:

а) по универсальному подвижному составу оценить последствия ограничения ПСС с точки зрения роста транспортных затрат грузовладельцев;

б) по специализированным вагонам (минераловозы, аммиачные цистерны, химические цистерны), учитывая надлежащий уровень безопасности при эксплуатации вагонов для перевозки, в том числе опасных грузов, а также с целью обеспечения надежной работы химически опасных производственных предприятий, сохранить ранее действовавший порядок ПСС грузовых вагонов без изменения.

 

Справка. Российская ассоциация производителей удобрений учреждена крупнейшими российскими производителями минеральных удобрений: ОАО «Акрон», ОАО «Воскресенские минеральные удобрения», ЗАО «Международная калийная компания», ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим», ОАО «Минудобрения» (г.Россошь), ОАО «СИБУР - Минудобрения», ОАО «Сильвинит», ОАО «Уралкалий», ЗАО «ФосАгро АГ» и компанией, входящей в холдинг «УРАЛХИМ» - ООО Управляющая компания «УРАЛХИМ». Членами РАПУ также являются ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «КуйбышевАзот», ОАО «Менделеевсказот», ОАО «Тольяттиазот».

Президент РАПУ – Стрежнев Дмитрий Степанович, генеральный директор ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим». Исполнительный директор – Игорь Калужский.

Производство минеральных удобрений занимает ведущее место среди перерабатывающих отраслей промышленности России, на его долю приходится более 20% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности в целом.

Организации-учредители Ассоциации, и предприятия, входящие в холдинги данных компаний, являются поставщиками более 90 % от всего объема внутреннего российского рынка минеральных удобрений.