Система государственной поддержки сельского хозяйства должна быть дифференцированной для различных регионов
В результате обсуждения появились новые законодательные инициативы и предложения по внесению изменений в Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Среди них: включение государственного заказа на основные виды сельхозпродукции; введение льготного железнодорожного тарифа на перевозку сельхозпродукции для удаленных регионов; ускорение сроков признания статуса сельхозпроизводителя для получения господдержки; перенос сроков вступления Техрегламента, связанного с новыми правилами убоя скота для регионов с большой территорий, низкой плотностью населения и слабой инфраструктурой. Среди общих для регионов предложений – обеспечение господдержкой перерабатывающих организаций, помощь в переоснащении сельхозтехникой, хранилищами, разработка Положения о государственном племенном надзоре в РФ. Обсуждаются дополнительные критерии оценки эффективности сельского хозяйства в регионах. Для создания механизмов неограниченной господдержки неблагополучных для ведения сельского хозяйства регионов в условиях ВТО предлагается определить в Госпрограмме перечень территорий, финансовые объемы преференций и долгосрочные направления господдержки, а также порядок и критерии отнесения территорий к неблагополучным. В Госпрограмме и федеральном законе о сельском хозяйстве предлагается закрепить право на информационно-консультаци
Поправки будут подготовлены Комитетом по аграрным вопросам ФС ГД и внесены в весеннюю и осеннюю сессии. В частности, Законопроект о ГМО планируется внести в весеннюю сессию.
«Нынешняя Государственная программа не в полной мере учитывает территориальные и регионально-климатические особенности. Исходя из заложенных в ней параметров, не приходится ожидать прорыва в технико-технологическом направлении, в повышении доходности отрасли для создания условий ее инвестиционной привлекательности, в коренном улучшении социальных условий жизни и престижа сельскохозяйственного труда», - говорит Первый заместитель Комитета по аграрным вопросам ГД ФС РФ Кирилл Черкасов. «Вместе с тем, потенциал аграрного сектора по всем факторам его развития огромен и способен при создании благоприятных условий обеспечить не только продовольственную независимость и безопасность страны, но и стать одним из ведущих экспортеров по целому ряду сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Действующий экономический механизм требует корректировки. Это тем более важно, что мы уже вступили в ВТО, находимся в Едином экономическом пространстве, которое будет только расширяться», - подчеркивает депутат Кирилл Черкасов.
Депутат отметил, что выделяемых на сельское хозяйство государственных средств недостаточно. Они не позволят осуществить выполнение параметров, заложенных в Доктрине продовольственной безопасности до 2020 года. Например, на данный момент обеспечение сельхозтехникой очень низкое, за последние годы выбыло 40 тысяч единиц техники. Высока закредитованность сельхозорганизаций. Согласно данным ЦБ РФ, общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по разделу экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» о данным Центробанка, объем задолженности предприятий сельского и лесного хозяйств и охоты на 1 января этого года составил 1,41 трлн руб. (в рублях и валюте). Комитету по аграрным вопросам совместно с Минсельхозом РФ, экспертным и научным сообществом, отраслевыми союзами предстоит обосновать выделение значительных сумм из федерального бюджета, направленных на создание и развитие инфраструктурных и производственных направлений.
Комитет по аграрным вопросам планирует внести раздел об АПК в закон о стратегическом развитии, который разрабатывает Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Он должен быть аналогичным законам пространственного развития Европы и Северной Америки.
Относительно норм ВТО, депутат Кирилл Черкасов отметил, что несовершенство регионального законодательства в сфере АПК ведет к тому, что многие субсидии попадают в желтую корзину из-за неправильно сформулированного понятийного аппарата. Корректировка понятийного аппарата позволит причислять субсидии к зеленой корзине.
Важное внимание уделяется сельской кооперации. Ведется разработка отдельной федеральной целевой программы, нацеленной на увеличение мощностей по переработке продукции, обеспечению техникой, финансовыми льготами, обучением, методологиями.
Комитет по аграрным вопросам намерен внести изменения в закон о торговле, которые обеспечат отечественным сельхозпроизводителям место на полках в супермаркетах. Также планируется законодательно обеспечить государственные закупки отечественной сельхозпродукции.
Справочные данные
Россия — самое большое по площади государство мира. Большие размеры территории вызывают значительные трудности в организации сельскохозяйственной деятельности. Например, почвенный покров земельного фонда России включает 180 типов почв, объединяющих 600 подтипов и несколько тысяч видов и разновидностей. Россия расположена в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном и шести климатических зонах. По уровню суммарной солнечной освещенности в России 7 различных световых зон. Регионы различаются по степени обеспеченности влагой на следующие зоны: избыточного, неустойчивого и недостаточного увлажнения. Общая протяжённость границ России — 60 933 км. 85% населения России сконцентрированы в европейской части страны.