Российский рынок высокоолеиновых культур готов перейти на новую ступень развития

Российский рынок высокоолеиновых культур готов перейти на новую ступень развития

Среди тенденций масложировой отрасли отмечается увеличение производства высокоолеиновых масел. Однако пока в мире посевные площади под высокоолеиновыми культурами растут, российские аграрии заняли выжидательную позицию. О сдерживающих факторах и о предпосылках развития этого сегмента в российском АПК рассказывает Андрей Тарабрин, менеджер по продуктам компании Corteva Agriscience.

По данным немецкого аналитического агентства Oil World, в 2019 году посевные площади под высокоолеиновым подсолнечником в ключевых странах-производителях возросли до 1,3 млн га, что почти на 40% выше, чем годом ранее. Эта положительная динамика обязана не только глобальному растущему спросу, который, согласно Oil World, оценивается в 7–8% ежегодно, но и высокой премии на высокоолеиновый подсолнечник. По разным оценкам, ожидается, что в 2020 году потребность европейского и азиатского рынков в данных маслах составит около 2 млн тонн, что предполагает расширение площадей под высокоолеиновым подсолнечником до 2 млн га.

Тем временем в России вот уже на протяжении нескольких лет площади высокоолеинового подсолнечника колеблются на уровне 300–350 тыс. га. По данным Kleffmann Group, в 2019 году они составили всего 4% площадей этой культуры.

Если на рынке высокоолеинового подсолнечного масла участие России невелико, то на рынке высокоолеинового рапсового масла, которое занимает второе место по объемам производства после высокоолеинового подсолнечного (около 1 млн тонн в 2019 году, по данным журнала Oils & Fats International), у нее хорошие шансы по наращиванию своей доли. Россия входит в число основных стран — производителей этого масла после Канады, стран Евросоюза и Австралии. По подсчетам Corteva Agriscience, в прошлом году высокоолеиновым рапсом в стране было засеяно около 50 тыс. га.

В целом отношение к выращиванию высокоолеиновых культур у российских сельхозпроизводителей остается скептическим. Этому есть следующие причины:

• Во-первых, невысокая премия и сезонность ее формирования.
Премия в России на высокоолеиновые культуры всего 4000–5000 руб/т, а, например, в 2017–2018 годах она вовсе сократилась почти до нуля — согласно информации от переработчиков масла. Кроме того, у большинства переработчиков высокоолеиновых масел премия действует только до декабря, в то время как пик цен на подсолнечник приходится на зимне-весенние месяцы. Поэтому случается, что аграрии, которые решили подождать и продать зерно на пике цены зимой-весной, сдав высокоолеиновый подсолнечник по цене классического, заработали больше, чем те, кто продал высокоолеиновую семечку с премией осенью. В результате из 300 тыс. га выращиваемого в России высокоолеинового подсолнечника с потенциальным урожаем в 500–600 тыс. тонн по премиальной цене реализуется только около 200 тыс. тонн (т.е. около 30–40%), остальные же объемы продаются по цене классического.

• Во-вторых, интерес ограничивается сложностью возделывания высокоолеиновых культур.
С одной стороны, либо лукавя, либо по незнанию некоторые производители семян выдают за высокоолеиновые гибриды подсолнечника, содержание олеиновой кислоты в которых не дотягивает до установленных 82%. С другой, нередко и сами аграрии становятся виновниками того, что гибрид подсолнечника с генетически высоким уровнем олеиновой кислоты (82–85%) не дает заветного результата. Причинами могут быть отсутствие пространственной изоляции, несвоевременно проведенная десикация. Снижают уровень олеиновой кислоты также резкие колебания суточных температур в период налива семян и массовое развитие болезней. Известны случаи, когда в некоторых хозяйствах с высоким насыщением севооборота подсолнечником на полях с высокоолеиновым подсолнечником присутствовала падалица классического, которая в ворохе убранного урожая снижала уровень олеиновой кислоты ниже базисного уровня.

• В-третьих, отсутствие внутреннего спроса на высокоолеиновые масла и высокая ориентированность российского рынка на экспорт лимитируют возможности развития этого направления внутри страны.


Несмотря на это, Россия имеет все шансы нарастить трендовое направление. Этому способствуют:

• Растущий спрос на высокоолеиновые масла, который, согласно обзору компании 369 Oils, обеспечит в ближайшие 5–10 лет премию на зерно и масло на уровне 30–40 долларов США за тонну семян подсолнечника и 20 долларов США за тонну рапса, что в целом соответствует ожиданиям аграриев.

• Растущая конкуренция между крупнейшими переработчиками масложировой отрасли, которые заинтересованы в постоянных поставщиках, способных их обеспечить стабильным сырьем высокоолеиновых культур.

• Высокий экспортный потенциал, активно поддерживаемый российской государственной политикой. Так, например, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2019 году одним из основных драйверов российского экспорта продукции АПК стало увеличение именно поставок масложировой продукции. Их объем возрос до 4 млрд долларов США, что на 26% выше результатов 2018 года. Наибольший прирост обеспечен за счет экспорта подсолнечного масла (около 2,1 млрд долларов), жмыхов (600 млн долларов), а также рапсового и соевого масел (515 и 400 млн долларов соответственно). Основными импортерами отечественной масложировой продукции стали Китай, страны Европейского союза, Турция, Иран и Узбекистан.

• Накапливаемый опыт как сельхозпроизводителей, возделывающих высокоолеиновые культуры, так и маслозаводов по приемке, хранению, анализу сырья, его переработке и контролю качества готовой продукции.

• Разработки ведущих производителей семян, которые направлены на селекцию гибридов подсолнечника и рапса с повышенным содержанием олеиновой кислоты. Свою деятельность в этом направлении осуществляет и международная научно-исследовательская сельскохозяйственная компания Corteva Agriscience. В линейках брендов Pioneer и Brevant представлены высокоолеиновые гибриды подсолнечника и рапса, адаптированные к технологиям ExpressSun® и Clearfield®. Они позволяют получать высокие урожаи, не уступающие классическим гибридам, и отличаются высоким и стабильным содержанием олеиновой кислоты. При этом компания первая на рынке вывела коммерческие гибриды высокоолеинового рапса и в отличие от ряда конкурентов до сих пор продолжает развивать эту селекционную линейку.


Таким образом, российский рынок высокоолеиновых культур накопил достаточно опыта и достиг стадии зрелости и взаимопонимания между основными участниками данного процесса — производителями семян, аграриями, переработчиками, трейдерами, конечными потребителями масел. В благоприятных обстоятельствах он готов перейти на новую ступень развития с более предсказуемыми правилами игры, стабильными ценами и востребованными объемами сырья