Татьяна Волкова, генеральный директор «Органик-Эксперт»: наша цель - признание российской сертификационной системы на международном уровне
«Наши цели – выйти и на международный рынок сертификации»
Год назад компания «Органик-Эксперт» получила аккредитацию Росаккредитации как единственный сертификатор органического производства. До вступления в силу принятого летом 2018 года закона об органическом производстве осталось 11 месяцев, но пока в России не появилось ни одной другой компании-сертификатора. Татьяна Волкова, директор «Органик-Эксперт», рассказала о том, какие изменения произошли за последнее время в работе компании после принятия закона об органике и какие сложности приходится преодолевать.
Компания «Органик-Эксперт» получила аккредитацию в Росаккредитации как сертификатор органической продукции и производства год назад. До сих пор это единственная компания-сертификатор на рынке, при этом до вступления в силу принятого летом 2018 года закона об органическом производстве осталось 11 месяцев. По мнению Татьяны Волковой, директора «Органик-Эксперт», со временем, с ростом количества производителей органической продукции, что точно случится со вступлением закона об органике в силу, экспертов по сертификации в России станет не хватать, и, конечно, было бы правильным, если в России появятся и новые аккредитованные сертификаторы органического производства.
- Татьяна, «Органик-Эксперт» имеет официальную аккредитацию, уже год как вы единственный сертификатор органики в России. Что изменилось за год в вашей работе?
- Основным достижением стало, конечно, принятие закона об органике. С этого момента сертификационные компании должны обязательнополучить аккредитацию в Росаккредитации. Ну а компании-производители органики теперь понимают, что с 1 января 2020 года без наличия сертификации, выданной официально аккредитованной компанией-сертификатором, называться органическим производителем уже будет нельзя.
Еще один важный момент. Раньше все старались сертифицироваться у европейских компаний. Это был основной тренд сертификации на российской территории. А принятие закона об органике и понимание новых правил игры привело к тому, что многие компании стали менять свою позицию и переходить к российским сертификаторам.
- Вы подписали договора с швейцарской компанией Nestle и российским представительством компании Hipp в России. Вы будете сертифицировать заводы Nestle в Швейцарии, а для Hipp проводите сертификацию завода в Калининграде. Почему эти компании пришли к вам, как вы оцениваете такое доверие?
- Прежде всего, компании пришли к нам, потому что мы являемся аккредитованной сертификационной компанией в России и соответствуем всем правилам органической сертификации. Компания Hipp уже прошла сертификацию, мы уже выдали ей сертификат по органике в соответствии с ГОСТом на органическое производство. С Nestle мы находимся в процессе работы, первый этап процесса сертификации уже завершен, будем проверять дальше.
Основным толчком прихода в нашу компанию иностранных компаний – и их представительств в России - является, конечно, официальное принятие в России закона об органике. Российским законом об органике хождение европейского зеленого листка регулироваться не будет, за этим никто не будет наблюдать.
Все понимают, что те органические производители, на товарах которых будет стоять российский сертификационный знак, получат наибольший уровень поддержки и доверия как среди регуляторов и игроков рынка, так и потребителей.
С точки зрения маркетинга и позиционирования своей марки в России, конечно, выгоднее и правильнее, чтобы на товарах европейских производителей стоял российский сертификационный знак. Такие крупные компании, как Hipp и Nestle, это прекрасно понимают. И если до принятия закона понимание российского рынка органики у них было не очень четким, то после появления российского закона об органике уже появляется четкое осознание необходимости обращения к российским сертификаторам в том числе. Рынок, наконец-то, будет становиться цивилизованным. Соответственно, с точки зрения маркетинга каждая компания старается предпринять действия, связанные с сертификацией.
Еще один важный момент - компания Hipp, например, развивает производство в России и старается производить часть своей продукции из российских компонентов, но часть компонентов в Россию завозится. А это не позволяет компании сертифицировать свою конечную продукцию как органическую в России, если не выстроить определенную систему взаимоотношений с российским законодательством. Поэтому сейчас компания задумывается о том, чтобы часть своей конечной продукции производить из российских ингредиентов, а часть завозить из Европы.
- Есть ли сложности и различия между сертификацией в России и за рубежом?
- Сейчас все сертификационные действия описаны в единых правилах, эти требования едины и для России, и для Европы. Есть также базовые правила IFOAM , поэтому все сертификационные процедуры проходят в рамках этих единых требований. Сильно подходы сертификационных компаний не отличаются. Но напрямую российским законодательством признание Россией других сертификационных систем не отрегулировано. Но мы принимаем правила, установленные IFOAM для признания других систем в российской сертификации. Мы на это уже пошли. Пойдут ли на это зарубежные сертификаторы, понять сложно, пока это вопрос нерешенный. Российская сертификация как таковая в Европе не принята, этот вопрос мы будем обсуждать, в том числе, на предстоящей выставке BioFach 2019.
- Когда появится российский знак для сертификации органической продукции и органического производства?
- В соответствии с планом-графиком, утвержденным Минсельхозом в рамках подготовки к вступлению закона об органике в силу, знак должен появиться не позднее 4 квартала 2019 года. Но мы надеемся, что все же знак появится несколько раньше, потому что многим компаниям нужно уже закладывать и этикетку на следующий год, поэтому мы ожидаем, что он появится примерно в сентябре текущего года.
Сейчас в Минсельхозе идут плановые подготовительные работы, до середины февраля должно быть принято окончательное решение о том, каким образом появится российский знак. Надеемся, что будет принят механизм, который предложил Национальный Органический Союз, и будет принят знак, который сейчас использует «Органик-Эксперт».
- Ощущаете ли вы нехватку специалистов по сертификации в России? Что нужно для того, чтобы развивать сферу сертификации органического производства?
- Ситуация такова, что при нынешнем количестве производителей органики пока дефицита специалистов по сертификации нет. У российского правительства есть планы, чтобы рынок нарастал ежегодно не меньше чем на 200-300 предприятий органики, а при таком темпе роста рынка органического производства возрастет нагрузка и на органы по сертификации. К тому же в отличие, например, от стран Прибалтики, у нас большие расстояния, и когда инспекторам, работающим в Воронеже или Калининграде, приходится инспектировать компании, которые находятся на Камчатке и на Дальнем Востоке, это влечет за собой временные и финансовые затраты для производителей органики. То есть возникают еще и территориальные проблемы, нужно, чтобы инспекторы-сертификаторы были на местах. Таким образом, специалистов со временем будет не хватать.
- Что еще нужно сделать на законодательном уровне, чтобы рынок органики развивался?
- Как минимум нужно принять подзаконные акты к вступающему в силу закону об органике. Правительство в рамках подготовки к вступлению закона в силу сейчас осуществляет много подготовительных мероприятий. Среди них есть те, которые не связаны с нашей деятельностью. Нас беспокоят, конечно, те, которые связаны с нашей работой. Это, в частности, подготовка кадров. Также нужно, чтобы государство запустило поддержку сектора, чтобы предприятий становилось как можно больше.
Мы идем к взаимопризнанию стандартов, а следующий шаг - это взаимопризнание систем. Это позволит нашей компании «Органик-эксперт» выдавать сертификаты, которые будут признаваться и за рубежом. Это бы повысило статус нашей организации не только как компании, работающей в России, но и как компании, которая известна и уважаема на международном рынке
Год назад компания «Органик-Эксперт» получила аккредитацию Росаккредитации как единственный сертификатор органического производства. До вступления в силу принятого летом 2018 года закона об органическом производстве осталось 11 месяцев, но пока в России не появилось ни одной другой компании-сертификатора. Татьяна Волкова, директор «Органик-Эксперт», рассказала о том, какие изменения произошли за последнее время в работе компании после принятия закона об органике и какие сложности приходится преодолевать.
Компания «Органик-Эксперт» получила аккредитацию в Росаккредитации как сертификатор органической продукции и производства год назад. До сих пор это единственная компания-сертификатор на рынке, при этом до вступления в силу принятого летом 2018 года закона об органическом производстве осталось 11 месяцев. По мнению Татьяны Волковой, директора «Органик-Эксперт», со временем, с ростом количества производителей органической продукции, что точно случится со вступлением закона об органике в силу, экспертов по сертификации в России станет не хватать, и, конечно, было бы правильным, если в России появятся и новые аккредитованные сертификаторы органического производства.
- Татьяна, «Органик-Эксперт» имеет официальную аккредитацию, уже год как вы единственный сертификатор органики в России. Что изменилось за год в вашей работе?
- Основным достижением стало, конечно, принятие закона об органике. С этого момента сертификационные компании должны обязательнополучить аккредитацию в Росаккредитации. Ну а компании-производители органики теперь понимают, что с 1 января 2020 года без наличия сертификации, выданной официально аккредитованной компанией-сертификатором, называться органическим производителем уже будет нельзя.
Еще один важный момент. Раньше все старались сертифицироваться у европейских компаний. Это был основной тренд сертификации на российской территории. А принятие закона об органике и понимание новых правил игры привело к тому, что многие компании стали менять свою позицию и переходить к российским сертификаторам.
- Вы подписали договора с швейцарской компанией Nestle и российским представительством компании Hipp в России. Вы будете сертифицировать заводы Nestle в Швейцарии, а для Hipp проводите сертификацию завода в Калининграде. Почему эти компании пришли к вам, как вы оцениваете такое доверие?
- Прежде всего, компании пришли к нам, потому что мы являемся аккредитованной сертификационной компанией в России и соответствуем всем правилам органической сертификации. Компания Hipp уже прошла сертификацию, мы уже выдали ей сертификат по органике в соответствии с ГОСТом на органическое производство. С Nestle мы находимся в процессе работы, первый этап процесса сертификации уже завершен, будем проверять дальше.
Основным толчком прихода в нашу компанию иностранных компаний – и их представительств в России - является, конечно, официальное принятие в России закона об органике. Российским законом об органике хождение европейского зеленого листка регулироваться не будет, за этим никто не будет наблюдать.
Все понимают, что те органические производители, на товарах которых будет стоять российский сертификационный знак, получат наибольший уровень поддержки и доверия как среди регуляторов и игроков рынка, так и потребителей.
С точки зрения маркетинга и позиционирования своей марки в России, конечно, выгоднее и правильнее, чтобы на товарах европейских производителей стоял российский сертификационный знак. Такие крупные компании, как Hipp и Nestle, это прекрасно понимают. И если до принятия закона понимание российского рынка органики у них было не очень четким, то после появления российского закона об органике уже появляется четкое осознание необходимости обращения к российским сертификаторам в том числе. Рынок, наконец-то, будет становиться цивилизованным. Соответственно, с точки зрения маркетинга каждая компания старается предпринять действия, связанные с сертификацией.
Еще один важный момент - компания Hipp, например, развивает производство в России и старается производить часть своей продукции из российских компонентов, но часть компонентов в Россию завозится. А это не позволяет компании сертифицировать свою конечную продукцию как органическую в России, если не выстроить определенную систему взаимоотношений с российским законодательством. Поэтому сейчас компания задумывается о том, чтобы часть своей конечной продукции производить из российских ингредиентов, а часть завозить из Европы.
- Есть ли сложности и различия между сертификацией в России и за рубежом?
- Сейчас все сертификационные действия описаны в единых правилах, эти требования едины и для России, и для Европы. Есть также базовые правила IFOAM , поэтому все сертификационные процедуры проходят в рамках этих единых требований. Сильно подходы сертификационных компаний не отличаются. Но напрямую российским законодательством признание Россией других сертификационных систем не отрегулировано. Но мы принимаем правила, установленные IFOAM для признания других систем в российской сертификации. Мы на это уже пошли. Пойдут ли на это зарубежные сертификаторы, понять сложно, пока это вопрос нерешенный. Российская сертификация как таковая в Европе не принята, этот вопрос мы будем обсуждать, в том числе, на предстоящей выставке BioFach 2019.
- Когда появится российский знак для сертификации органической продукции и органического производства?
- В соответствии с планом-графиком, утвержденным Минсельхозом в рамках подготовки к вступлению закона об органике в силу, знак должен появиться не позднее 4 квартала 2019 года. Но мы надеемся, что все же знак появится несколько раньше, потому что многим компаниям нужно уже закладывать и этикетку на следующий год, поэтому мы ожидаем, что он появится примерно в сентябре текущего года.
Сейчас в Минсельхозе идут плановые подготовительные работы, до середины февраля должно быть принято окончательное решение о том, каким образом появится российский знак. Надеемся, что будет принят механизм, который предложил Национальный Органический Союз, и будет принят знак, который сейчас использует «Органик-Эксперт».
- Ощущаете ли вы нехватку специалистов по сертификации в России? Что нужно для того, чтобы развивать сферу сертификации органического производства?
- Ситуация такова, что при нынешнем количестве производителей органики пока дефицита специалистов по сертификации нет. У российского правительства есть планы, чтобы рынок нарастал ежегодно не меньше чем на 200-300 предприятий органики, а при таком темпе роста рынка органического производства возрастет нагрузка и на органы по сертификации. К тому же в отличие, например, от стран Прибалтики, у нас большие расстояния, и когда инспекторам, работающим в Воронеже или Калининграде, приходится инспектировать компании, которые находятся на Камчатке и на Дальнем Востоке, это влечет за собой временные и финансовые затраты для производителей органики. То есть возникают еще и территориальные проблемы, нужно, чтобы инспекторы-сертификаторы были на местах. Таким образом, специалистов со временем будет не хватать.
- Что еще нужно сделать на законодательном уровне, чтобы рынок органики развивался?
- Как минимум нужно принять подзаконные акты к вступающему в силу закону об органике. Правительство в рамках подготовки к вступлению закона в силу сейчас осуществляет много подготовительных мероприятий. Среди них есть те, которые не связаны с нашей деятельностью. Нас беспокоят, конечно, те, которые связаны с нашей работой. Это, в частности, подготовка кадров. Также нужно, чтобы государство запустило поддержку сектора, чтобы предприятий становилось как можно больше.
Мы идем к взаимопризнанию стандартов, а следующий шаг - это взаимопризнание систем. Это позволит нашей компании «Органик-эксперт» выдавать сертификаты, которые будут признаваться и за рубежом. Это бы повысило статус нашей организации не только как компании, работающей в России, но и как компании, которая известна и уважаема на международном рынке