А Васька слушает, да ест пальмовое масло
В адрес активистов общественной экологической организации «Зеленый Фронт» поступил ответ из Федеральной службы государственной статистики с неутешительными данными о структуре импорта и экспорта пальмового масла в Российской Федерации за последние годы.
Управление статистики торговли и услуг Росстата направило экологам статистику об экспорте и импорте Российской Федерации пальмового масла за 2017-2019 гг., сформированную по данным ФТС России.
Так в 2017 году в нашу страну импортировано более 892 тысяч тонн пальмового масла и его фракций, в 2018 году – более 1,06 миллиона тонн. При этом, если в первом полугодии 2018 года было импортировано более 747 тысяч тонн, то в первом полугодии 2019 года импорт уже составил более 756 тысяч тонн. Доля экспорта пальмового масла из России сократилась: в первом полугодии 2018 года было экспортировано более 32 тысяч тонн, а за аналогичный период в 2019 году – более 10,5 тысяч тонн.
Руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев: «Итог очевиден – россияне стали потреблять еще больше пальмового масла. И это при том, что о вреде на здоровье упоминается и в докладе ВОЗ и в ряде других авторитетных источников и исследований. При рафинировании пальмового масла (это высокотемпературная обработка, при которой масло избавляется от его первоначального цвета и запаха) в нем образуются такие вредные вещества, как 2-MCDP, 3-MCDP и эфиры глицидиловой кислоты. Они поражают генетический материал, вредны для печени, почек, половой системы. 3-MCPD и его производные (эфиры) – это сильнейший яд для мочеполовой системы: он приводит к патологиям почек, вызывает почечную недостаточность и рак органов мочеполовой системы. Кроме того, это вещество может вызывать малокровие, он токсичен для нервной системы и для плода у беременных. Еще опаснее глицидиловые эфиры – они поражают генетический материал клетки. То есть их главная опасность состоит в том, что генетические изменения могут передаваться потомкам. Мы обратились в Государственную думу с просьбой выйти на законодательную инициативу по обязательному указанию производителями в составе продукции видов используемых растительных жиров, чтобы потребитель знал, какой конкретно жир использовался в продукции».
Специалисты Международного института науки о жизни классифицировали все рафинированные растительные масла и жиры по содержанию вредоносных фракций на три группы:
Первая – с низким содержанием 3-MCPD: подсолнечное, рапсовое, соевое и кокосовое масла (их употребление в умеренных количествах относительно безвредно).
Вторая – со средним содержанием 3-MCPD: оливковое, арахисовое, кукурузное, сафлоровое, хлопковое и рисовое масла.
Третья группа – с высоким содержанием 3-MCPD: все гидрогенизированные жиры (в том числе маргарин), пальмовое масло, твердые фритюрные жиры.
Важной проблемой является и скрытое потребление пальмового масла – как показали независимые проверки, часть производителей скрывает применение пальмового масла в составе своей продукции вовсе – это является фальсификацией, а часть – скрывает под обобщенными наименованиями, такими как «растительные жиры» и др. Только на территории Петербурга и Ленинградской области доля фальсификата молочной продукции, как показали проверки Управления Россельхознадзора, составила 31,5%.
Между тем об итогах борьбы с потреблением пальмового масла с экоактивистами «Зеленого Фронта» поделились представители Норвежского Фонда тропических лесов. Как сообщается в письме Фонда в адрес «Зеленого Фронта», проведенное ранее его экспертами исследование показало, что анонимный ингредиент, пальмовое масло, скрытое за названием «растительное масло» или «растительный жир», попал в 62 процента норвежских продуктов питания, и большинство людей этого не заметили. Ценные и традиционные продукты были набиты пальмовым маслом. Национальное потребление пальмового масла достигло 15 000 тонн в год при населении 5 миллионов человек. Это 3 килограмма на каждого мужчину, женщину и ребенка. По итогам работы Норвежского Фонда потребители этой европейской страны поняли, что пальмовое масло является основной причиной обезлесения в Индонезии и Малайзии, двух странах, которые совместно поставляют 88 процентов мирового пальмового масла. Стало ясно, что потеря тропических лесов - это не только катастрофа для мирового климата, это ведет к исчезновению видов животных и растений и потере средств к существованию коренных и лесозависимых народов.
По результатам работы Фонда, менее чем за год в Норвегии потребление пальмового масла сократилось на две трети.
Пока страны Евросоюза ограничивают потребление пальмового масла, в России статистика обратная. И дело не только в том, что рядовой гражданин больше заботится о своем кошельке при покупках в магазинах, а не о климатических изменениях, вызванных расширением площадей плантаций масленичной пальмы в Азии. Проблема еще и в том, что потребительская грамотность населения остается пока на низком уровне.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь