Урожай в каждый дом



Экопроизводители объединяются, фермерских фестивалей и магазинов становится больше: спрос на натуральные продукты растет, но цены не падают Cемья Ковальских купила 8 га земли на Валдае и переехала туда полтора года назад. «Мы с женой не стали дожидаться пенсии, чтобы поселиться в домике на озере, — рассказывает Александр Ковальский, в прошлом гендиректор компании “АРТ-Реставрация”, сейчас владелец фермы “На лесной опушке”. — Зарабатывать на жизнь решили фермерским трудом, ведь не только мы хотим питаться натуральными продуктами». Сегодня у них в хозяйстве пара коней и пара коз, есть кролики и куры. По словам Ковальского, первые шаги для начинающего фермера — один большой клубок проблем. «Нет ни информации, ни правовой базы, — объясняет он. — Для того чтобы пообщаться с фермерами, поделиться с ними своим опытом и перенять чужой, мы решили вступить в “Экокластер”, объединение производителей экопродукции». В только что созданный «Эко­кластер» (www.ecocluster.ru) сейчас входит всего несколько хозяйств, но у его основателей грандиозные планы. «Мы хотим, чтобы экоуслуги и экопродукты отечественного производства стали доступны для широких слоев населения через наш интернет-портал, сеть наших магазинов, а также через супермаркеты, — заявил 21 сентября на пресс-конференции, посвященной новому проекту, владелец фермы “Коновалово” Александр Коновалов, в прошлом президент компании Edelstar, специализировавшейся на сетевом маркетинге. — Мы организуем транспортно-логистическую систему, которая обеспечит бесперебойную доставку продукции в любой регион России. Будем проводить обязательную сертификацию хозяйств по европейским стандартам, чтобы нам доверяли, и продавать экопродукцию под одним узнаваемым брендом. Ведь именно из-за отсутствия всего этого сегодня фермер не может донести до массового потребителя экотовары, спрос на которые намного выше предложения». Уже в 2012 году, по мнению Коновалова, оборот «Экокластера» составит $6-8 млн. «Мне бы хотелось, чтобы любой человек мог зайти в наш магазинчик, попросить свежей баранины для шашлыка и, пока мы режем и упаковываем, с комфортом посидеть, выпить кофе, выбрать зелень к мясу, — мечтает Коновалов. — Или повесим наши постеры в крупных офисных центрах, чтобы любой менеджер смог подойти к ним, приложить к QR-коду мобильный и заказать на нашем сайте свежего молока и яиц к вечеру с доставкой на дом». Объединение открыто и для других предложений, например, договаривается о сотрудничестве с «Азбукой вкуса». Однако ее задача, по словам руководителя отдела закупок фермерской продукции этой сети Юрия Зубова, просто вернуть на прилавки «продукты, которые ели дедушки и бабушки и вкус которых мы помним с дет­ства». «Ответственный подход покупателя обязателен в наших условиях, когда в стране все фермы новые» Рост спроса на фермерские продукты отмечают и другие участники рынка. «Волна пошла года два назад и сейчас достигла апогея, — считает владелец фермы и производитель колбас “Горчичная поляна” Александр Бродовский. — У меня и так было достаточно клиентов, а сейчас уже приходится отказываться от новых предложений по сбыту». Москва полнится магазинами фермерских продуктов, профильными интернет-магазинами и даже отделами в супермаркетах. Только экопродукты от этого не дешевеют. По мнению основателя проекта LavkaLavka Бориса Акимова, дело в том, что, к сожалению, интерес к фермерским продуктам растет в довольно узкой прослойке населения: «Это люди, готовые тратить на вкусные и экологичные продукты в разы больше, чем в обычном магазине». А редактор издательской группы «Азбука-Аттикус» Дмитрий Зуев просто не видит для себя адекватного предложения. «Я бы с радостью покупал фермерское молоко или овощи, — говорит он. — Я даже искал, где, что и почем можно купить. Признаться, цены меня удивили. Конечно, такие продукты не могут быть альтернативой магазинным. Я готов переплачивать, зная, что ем натуральное, но все же не столько. Разница цен с обычными продуктами в 3-10 раз. В последнее время много говорят о “живых продуктах”, но, по-моему, пока что все это больше похоже на модную забаву». Агропредприниматель из Липецкой области Евгений Шарихин начинал продавать свою зелень, как и его прабабушка, на московских рынках, но теперь нашел более перспективные источники сбыта. «Пару лет назад начали появляться покупатели, готовые заплатить побольше, только б никуда не ехать в выходные и не толкаться в поисках знакомого продавца, чей товар им нравится», — рассказывает Евгений. В этом году он открыл интернет-магазин «Экозелень» (eco-greens.ru), где укроп в сезон стоит 40 рублей за 100 г, кинза — 50, базилик — 100, а доставка по Москве — 300 рублей. Объемы продаж у него упали, однако доход остался примерно таким же. «На рынке выше риск привезти и не продать, — говорит агропредприниматель. — В позапрошлом году, например, мне пришлось выбросить 80 процентов урожая — жалко!» Поскольку число покупателей в интернет-магазине растет, в основном благодаря социальным сетям, возвращаться на рынок Шарихин не собирается. «Продажи в моем магазине пока не окупают затрат на выращивание зелени без использования химии, — говорит Шарихин. — Поэтому я активно сотрудничаю с другими интернет-магазинами, поставляю свой продукт в рестораны и специализированные офлайн-магазины». Кроме того, Шарихин вступил в «Экокластер», благодаря которому рассчитывает найти новых клиентов. В ближайшее время он планирует начать выращивать прованские травы (розмарин, майоран, шалфей) в теплицах в 12 км от МКАД. «Конечно, это не так экологично, как в Липецкой области под открытым небом, — поясняет агропредприниматель, — зато теплицы в Подмосковье — хорошая площадка для наших новых проектов. Мы готовы принимать там покупателей, которые смогут не только приобрести зелень дешевле, чем с доставкой на дом, но еще и с удовольствием провести там три-четыре часа всей семьей: посмотреть, как мы выращиваем травы, послушать рассказы о них и покопаться в земле». Вообще открыть интернет-магазин с доставкой и принять у себя покупателей, чтобы продемонстрировать экологичность хозяйства, для нынешних фермеров — хороший тон. «Жаль только, что покупатели не так часто хотят проверить, что и как мы выращиваем и производим, — сетует Александр Бродовский из “Горчичной поляны”, — всего процентов десять, остальные просто доверяют своему вкусу. На мой взгляд, ответственный подход покупателя обязателен в наших условиях, когда в стране все фермы новые, когда у нас нет конкурирующих друг с другом организаций, сертифицирующих экопродукцию. В одной Германии таких больше 25». По словам Натальи Галечьян из Санкт-Петербургского экологического союза, еще десять лет назад разработавшего систему добровольной экологической сертификации продукции «Листок жизни», это направление развивается в России не очень успешно: и заявок не так много, и 90% решивших пройти сертификацию не могут предоставить всей документации от госорганов, без которой заявка не рассматривается. Кроме того, в России нет даже единой системы сертификации и стандартов качества экологически безопасной продукции, добавляет Коновалов. Познакомиться с фермером, никуда не выезжая из Москвы, сегодня можно на тематических фестивалях, ближайший из которых пройдет 30 сентября — 2 октября на Дорогомиловском рынке (организатор — конвивиум Slow Food Ulitka, российское отделение международной экогастрономической ассоциации Slow Food). Предыдущий — «Праздник урожая» на «Стрелке», организованный LavkaLavka, — состоялся 25 сентября. Фермеры попадают на такие фестивали не случайно: обычно организаторы предварительно знакомятся и с ними, и с их продуктами, и с их хозяйством. «Фестиваль для нас прежде всего место встречи людей, которым небезразлично, чем питаться, — старых друзей и новой аудитории», — поясняет Борис Акимов. Возможно, поэтому ярмарка на «Стрелке» больше похожа на встречу старых знакомых: продавцы с покупателями обнимаются и демонстрируют новорожденных детей, между делом наполняя бумажные пакеты молодым сыром, ярким латуком и копчеными гусями. Одиноко выглядел лишь лоток с овощами по 170-180 рублей за экологически чистую картошку и болгарский перец. «Цены, конечно, гораздо выше рыночных, — говорит инженер Елена Савинская, узнавшая о “Празднике урожая” в интернете и решившая купить здесь сыр с травами, который понравился и не удивил ценой: 1130 рублей за килограмм. — Зато здесь нет перекупщиков и точно знаешь: калмыцкую баранину привезли из Калмыкии, а не из Новой Зеландии, а тушки голубей действительно голубиные». «Симпатичные магазины фермерских продуктов с качественной едой и не очень высокой ценой, как в Европе, появляются в России лишь в маленьких городах, где невысокая аренда и есть неподалеку фермер, — рассказывает Акимов. — Я сам был в одном таком в Переславле. В Москве такая история в ближайшем будущем невоз­можна». При этом магазины в Москве растут как грибы: меньше года назад на Рублевке открылся «Амбар», 24 августа в торговом центре «Капитолий на Вернадского» появился магазин «Капитолий Органик». В планах компании «Кофе интернешнел групп», открывшей в июне первый магазин «Хлеб и молоко. Фермерские продукты», расширить торговую сеть к концу года до 40 магазинов в Москве. «На практике этот проект оказался успешнее, чем мы рассчитывали, — поясняет директор по маркетингу компании Никита Житлов. — Люди готовы платить 70 рублей за батон вкусного хлеба и свыше 100 рублей за литр настоящего молока». По словам Бродовского, на фоне растущего спроса на фермерские продукты производителей больше не становится, поэтому пока не стоит ждать снижения цен. «Из-за нехватки кормов в этом году у меня уменьшится поголовье свиней, — рассказывает он,- а моя ферма до сих пор не вышла на окупаемость. Конкурентов у меня нет, поэтому придется повышать цены, как это ни печально для покупателей»

756

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
Велес ООО Велес ООО
Смоленск г.
Поставка гидробортов для грузовых автомашин, гидромоторов, насосов,цилиндров для сельхозтехники
БЕЛЗАП-ГРУПП ООО БЕЛЗАП-ГРУПП ООО
Москва г.
двигатели, запчасти для сельхозтехники
Комплектэлектро Плюс ООО Комплектэлектро Плюс ООО
Москва г.
Поставка термометрического оборудования для элеваторов, зернохранилищ
СТАРТ СМПО ООО СТАРТ СМПО ООО
Москва
Поставка запчастей, комплектующих для сельхозтехники
КС-Холод ООО КС-Холод ООО
Красногорск
Стеллажи, оборудование для гидропонного выращивания

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку

Подписывайтесь на наш Telegram канал!
Важные отраслевые новости, аналитика, публикации экспертов и пр.