О чем спорят сторонники и противники использования гусеничного хода на сельскохозяйственных самоходных машинах

О чем спорят сторонники и противники использования гусеничного хода на сельскохозяйственных самоходных машинах

Вопрос о выборе движителя для самоходной техники в чем-то сродни приведенным выше философским вопросам. В мире аграрного производста есть как апологеты гусеничных систем, так и скептики, считающие, что переход на гусеничный ход - это пустая трата денег. На чьей стороне больше аргументов? Давайте попробуем разобраться.
Сторонники использования гусеничного хода на комбайнах в качестве первого и неоспоримого аргумента приводят довод о повышенной проходимости техники на гусеничных движителях. В случае дождливой погоды в момент уборки зерновых гусеничные системы позволяют комбайну выйти в поле и убрать урожай на переувлажненных полях. Простая арифметика показывает, что валовый доход от убранных на гусеничном ходу зерновых за 1-1,5 сезона равен или перекрывает с избытком стоимость приобретенных гусениц.
Противники гусеничных систем возражают. Они отстаивают мнение, что, в целом, при таком подходе, всё-таки, формируются убытки. Конечно, они правы. Валовый доход и прибыль вещи разные. Но... Если бы зерновые остались в поле, убытки были бы несоизмеримо выше, и не в одном-двух сезонах, а в каждом дождливом сезоне, кои в большинстве регионов России случаются если не каждый год, то через один-два года точно. По этой причине аграрий, проинвестировавший в возможность работать даже в непогоду единожды и купивший гусеничный ход, в течение 10-15 лет будет защищен от угрозы потери урожая и получения убытков по результатам хозяйственной деятельности.
Основной аргумент противников применения гусениц - это дороговизна техники и увеличение расхода топлива при переходе на гусеничные системы. Но этот аргумент разбивается об опыт эксплуатантов во всём мире. Он показывает, и он подтвержден исследованиями Прикладного института фермерства Италии, что при использовании гусеничных систем на переувлажненных почвах расход топлива снижается на 12 % за счет уменьшения пробуксовки техники на гусеничных движителях в сравнении с аналогичными машинами на колесах.
Здесь противники технологии, чаще всего, возражают, что у сельхозпроизводителей нет необходимости постоянно работать в полях, когда влажность почв чрезмерна. А вот на почвах нормальной влажности можно обойтись и на колесных движителях. Конечно можно! Но благодаря увеличенному пятну контакта гусеничных систем с почвой трактор, “обутый” в гусеницы, может потянуть навесное оборудование с более широким захватом и сделать меньше проходов, за счет чего опять же достигается экономия даже при работе в нормально увлажненных полях.
И здесь сторонники гусеничного хода еще не привели аргументы по снижению давления на почву и предотвращению переуплотнения почв, из-за которого существенно снижается урожайность сельскохозяйственных культур. Возможно, это тема для отдельного спора между физиками и лириками..
442

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Сельхозтехника"