На сельское хозяйство денег не жалеть!

На сельское хозяйство денег не жалеть!

Нынешний год стал для российского сельского хозяйства в некотором смысле этапным. Закончилось действие одной программы – «Развитие АПК», которая проводилась с 2008 года, и началась реализация долгосрочной «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». На рубеже исполнения двух масштабных проектов самое время посмотреть, что же получает отечественный сельхозпроизводитель от государства, какова отдача вложенных инвестиций и что нас ждет впереди.

На конференции «Общероссийского народного фронта», где Владимир Путин позабавил собравшихся, когда пожаловался, что у него из крана тоже иногда течет ржавая вода, министр сельского хозяйства Николай Федоров был чрезвычайно серьезен. Еще бы: в нынешнем году прирост просроченных кредитов на селе увеличился еще на 25 миллиардов рублей, а в целом проблемная задолженность АПК составила около 150 миллиардов. Цифра очень серьезная – попахивает массовым разорением российских сельхозпроизводителей.

Попытки разобраться, откуда накапливаются просроченные долги, наводит на мысль, что «опыт – сын ошибок трудных» ничему не учит ни государственные структуры, ни банки и частных инвесторов, ни самих фермеров. Большие деньги растранжирили, а конкретных виноватых нет.

Надо сказать, что на программу «Развитие АПК» с 2008 по 2013 годы из федерального бюджета выделялось около 200 миллиардов рублей. На ее преемницу, Госпрограмму по развитию сельского хозяйства, ассигновано уже 1,5 триллиона рублей до 2020 года. Причем в обосновании Госпрограммы четко сказано, что столь значительные средства выделяются не только для обеспечения продовольственной независимости России, но и для скорейшей адаптации отечественной аграрной отрасли к условиям ВТО.

Первое, что отмечают эксперты сельскохозяйственного рынка: выделенные государством средства расходуются неэффективно и безалаберно, а Минсельхоз за несколько лет так и не сумел наладить необходимую и эффективную систему контроля.

По условиям первой программы господдержки сельхозпроизводитель мог получить дотацию по выплате процентов по банковскому кредиту, компенсацию в 15% по затратам на лизинг машин и оборудования и такую же скидку на покупку отечественной техники. Широкая реклама первой госпрограммы сделала свое дело: на каждый вложенный государством рубль в сельское хозяйство было инвестировано до 5 рублей частных инвестиций. То есть бизнес поверил в серьезность намерений правительства.

Однако до 2009 года Минсельхоз практически не занимался отбором и оценкой перспективности проектов, выдвигаемых на льготное финансирование, перепоручив это региональным властям. Подобная вольница породила массовые случаи финансовых нарушений.

«Заемщик, предоставляя бизнес-проект, мог увеличивать его стоимость. Минсельхоз при этом ставился перед фактом, а реестр субсидируемых проектов с графиками погашения и объемами субсидирования кредитов просто не велся, – говорит заместитель министра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев. – Также некоторые регионы, по сути, игнорировали требование федерального законодательства и самостоятельно отбирали инвестиционные проекты, заявляя потребность в средствах федерального бюджета».

В это трудно поверить, но первая серьезная финансовая инвентаризация была проведена только спустя пять лет после начала действия первой госпрограммы, в августе нынешнего года, когда уже была запущена вторая госпрограмма. Выяснилось, что, помимо прямого инвестирования от Минсельхоза, «Россельхозбанк» выделил на поддержку сельскохозяйственных проектов 667 миллиардов рублей, «Сбербанк» – 503 миллиарда, «Росагролизинг» – 81 миллиард рублей. Таким образом, к 2012 году общая задолженность сельскохозяйственных организаций составила 1,8 триллиона рублей. Эта сумма на 20% превышает объем общей выручки российских аграриев. А 150 миллиардов рублей – это деньги, оказавшиеся под угрозой невозврата.

Ревизия выявила и другую интересную цифру: государство по своим обязательствам осталось должно сельхозпроизводителям 34,6 миллиарда рублей. Правда, за последние месяцы этот долг удалось сократить до 21 миллиарда, и государство в лице чиновников Минсельхоза обещает, что он будет полностью погашен.

«В следующем году выплата компенсаций по субсидируемым кредитам продолжится, и этот вопрос будет закрыт по максимуму», – подчеркнул Дмитрий Юрьев.

В настоящее время программа государственного субсидирования распространяется на 29 000 сельскохозяйственных кредитов, взятых под конкретные проекты. Общая сумма займов на сегодняшний день составляет почти 900 миллиардов рублей.

В Минсельхозе говорят, что хотят снизить уровень такой чрезвычайной закредитованности и найти возможность оказывать финансовую помощь только перспективным аграриям, от кого можно ждать реальной отдачи. А тем, кто привык жить за счет субсидий, обещают короткий, но жесткий разговор. «Хочу подчеркнуть: мы не рассматриваем вариант списания долгов», – говорит Юрьев.

Однако сами сельхозпроизводители жалуются, что более строгий отбор проектов на практике зачастую означает невозможность получить льготный заем.

«Я уже на протяжении пяти лет пытаюсь получить кредит, – говорит  генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев. – Первые два месяца все улыбаются, и сначала думаешь, что находишься в раю, но потом, когда очередной раз приходит отказ, понимаешь, что ничего не получишь. Для получения кредита необходим залог, это может быть техника или земля, но ведь на их покупку тоже нужен кредит. Причем мы согласны брать заем под большой процент, но его просто никто не дает».

А в «Россельхозбанке» уверяют, что разработали более 60 программ для корпоративных клиентов – крупных агрохолдингов и сельхозпредприятий, и около 40 различных предложений для малого и среднего бизнеса. «Большинство кредитных продуктов банка предусматривает возможность использования поручительств гарантийных фондов, государственных и муниципальных гарантий», – отметили в банке. Там рассказали, что разработали, в частности, программу «Надежный клиент». По ней кредит выдается даже без залога. А ставки по кредитам для сезонных работ могут составить от 9 до 10,75% годовых.

В новой госпрограмме, которая начала действовать с января 2013 года, решили постепенно переходить от субсидирования кредитов к целевым выплатам сельхозпроизводителям. За каждый обработанный гектар фермер может получить до 500 рублей. Но и это новшество не принесет желаемого результата, полагают многие эксперты.

Руководитель проектов Центра общественных процедур «Новая индустриализация» «Деловой России» Анастасия Алехнович считает, что стимулировать надо спрос на отечественную сельхозпродукцию, и успех придет, «когда детские сады, школы, армия будут замотивированы покупать продукцию отечественных производителей». «Прямые меры поддержки не дают такого результата, как стимулирование спроса. Это доказано успешным опытом лучших мировых практик», – утверждает Алехнович.

На конференции «Общероссийского народного фронта» выступали аграрии, приехавшие в Москву со всех концов страны. Представитель Липецкой области Микаэл Нанушьян привел такой пример: фермеры Евросоюза сейчас получают поддержку, в пересчете на наши деньги, в среднем по 12 000 рублей на гектар. У них есть возможность взять кредит на срок до 30 лет под 4%. Кроме того, работает полноценное агрострахование, которое защищает их от рисков, связанных с погодными и другими катаклизмами. Российские сельхозпроизводители о таких условиях пока могут только мечтать.

Глава Минсельхоза Николай Федоров согласился с тем, что еще не все проблемы решены. Но министерство, по его словам, прилагает максимальные усилия для поддержки российских крестьян.

«Для Минсельхоза был утвержден трехлетний бюджет на 2013-2015 годы в размере 123,1 миллиарда рублей на каждый год. С учетом ВТО и других вещей нам удалось поднять этот бюджет на этот год до 137 миллиардов рублей. Кроме этого, с учетом текущей ситуации дополнительно сельскому хозяйству выделено 42 миллиарда, и совсем недавно – еще 30 миллиардов на докапитализацию «Россельхозбанка», – cообщил министр. – Сейчас совокупный инвестиционный портфель АПК – более 3 триллионов рублей».

3 000 000 000 000 рублей – так выглядит эта цифра в развернутом виде. Хватит ли этих денег отечественному селу?..

Читать полностью:http://www.km.ru/economics/2013/12/09/vladimir-putin/727187-na-selskoe-khozyaistvo-deneg-ne-zhalet

1180

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Государство"