Если не помочь молочной отрасли сейчас – через год-другой она исчезнет

Если не помочь молочной отрасли сейчас – через год-другой она исчезнет

Наш собеседник не стал скрывать от нас, проблемы какой глубины и объема стоят сейчас перед отечественными производителями данной продукции.

Андрей Львович, как Вы оцените итоги 2013 года для молочной отрасли?

Год выдался очень тяжелым. Произошло резкое падение объемов производства молока, такого обвала не было уже два десятка лет. Причем отрицательная тенденция сохраняется и приобретает все более угрожающий характер. Постоянно растут цены на сырье, в результате молочная продукция становится все менее конкурентоспособной. Производство падает по всей стране – есть отдельные регионы, где ситуация более-менее стабильная, но в целом каждый федеральный округ демонстрирует ухудшение показателей. Не способствует конкурентоспособности и уровень государственной поддержки. Он у нас очень низкий, намного ниже, чем за рубежом, в частности, в странах ЕС.

Принимались ли какие-нибудь меры по изменению ситуации?

 Осенью в Воронеже состоялось совещание по проблемам молочной отрасли. Участие в нем принял сам глава правительства. Прозвучало немало правильных слов, Минсельхозу был дан ряд поручений относительно помощи производителям молока. Но воз, как говорится, и ныне там. Сейчас, правда, говорят, что в новом году все-таки меры будут приняты – Минсельхоз собирается увеличить срок кредитов с 6 до 15 лет, обеспечить стопроцентное рефинансирование. Было бы очень хорошо, но это, повторюсь, пока все на уровне разговоров и благих намерений. Вроде бы упростили систему дотаций на литр произведенного молока – но это достаточно относительное упрощение, для фермеров она по-прежнему остается малопонятной и громоздкой. Уже привычным делом стали задержки по субсидиям. Более того, высказываются настораживающие идеи вообще отказаться от государственной поддержки. Просто взять – и полностью отказаться! Это, конечно, будет уже абсолютной катастрофой.

Руководители предприятий молочной отрасли в разговорах нередко высказывают следующее мнение: если в следующие два-три года не будут предприняты серьезные меры поддержки данного сегмента, российскую молочную продукцию мы просто потеряем.

К сожалению, вынужден полностью согласиться с таким мнением. Я бы даже жестче сформулировал – уже 2014 год может стать критической точкой невозврата. И оснований для оптимизма сейчас не особо много. Только в этом году, по самым приблизительным подсчетам, мы потеряли около полутора миллионов тонн молока. Гигантская и пугающая цифра. Если высшие чиновники вовремя не примут меры, то в самое ближайшее время мы вообще лишимся отечественной молочной продукции, она будет полностью заменена импортом, с множеством консервантов, добавок, ароматизаторов, стабилизаторов и прочими прелестями. А ведь продовольственная независимость – одно из отличий сильного, здорового и уважающего себя государства от страны третьего мира.

Является ли причиной столь плачевного положения дел вступление России в ВТО?

Было бы, конечно, соблазнительно и легко свалить все проблемы на ВТО: вот, мол, где источник и корень зла. На самом же деле, это лишь один из факторов, пусть и существенный. От того же Таможенного Союза российскому производителю пользы ненамного больше. Белорусам у нас даны огромные льготы и преференции, своих же, наоборот, ущемляют. Льготы для чужих и урезание помощи своим – разве это нормальная ситуация? Мы уже потеряли льготное топливо, льготное удобрение. Раньше занимались формированием ценового коридора, закреплением верхних и нижних ценовых планок, теперь этого тоже нет.

Выходит, поводов для оптимизма практически не просматривается?

Какие-то шаги по улучшению ситуации, повторюсь, вроде намечены, насколько это все будет реальным – большой вопрос. Самое главное, чего нам серьезно не хватает – внятной, долгосрочной стратегии с четкими гарантиями ее незыблемости. У нас как? Сейчас одни планы, параметры и правила игры, через полгода другие, через год все и вовсе поменяется на 180 градусов. Как крестьянину идти в банк за кредитом, если у него нет ни капли уверенности, что он сможет уже через несколько месяцев его выплачивать, что его не бросят на произвол судьбы. Вот программа со сроком действия, скажем, в десять лет была бы здесь весьма кстати. Иначе нам просто не выжить.

Источник: журнал АПК-Юг, №1 (83) за 2014 г., январь-февраль

 

Источник: журнал АПК-ЮГ
1310

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: