В Калининградской области у собственника впервые изъят необрабатываемый земельный участок
В ходе совместного проведения работы между региональным министерством сельского хозяйства и областных управлений Росреестра и Россельхознадзора в судебном порядке у сельскохозяйственного предприятия изъят участок земли общей площадью 6 гектаров. Этот факт был анонсирован 30 мая во время оперативных переговоров правительства области министром сельского хозяйства Владимиром Зарудным.
Правительство и губернатор области особое внимание уделяют проблематике освоения земель, увеличению коэффициента эффективности их плодотворной эксплуатации. Важность произошедшего факта кроется в том, что это первый раз когда получилось воплотить в реальность положение федерального Закона о земле. Случай в Калининградской области стал прецедентным, - заявил Владимир Зарудный. - Изъятие заброшенных и не обрабатываемых длительное время земельных участков представляет собой один из крайне сложных проблем в области соблюдения земельного законодательства Российской Федерации. Как часто бывает владельцы земель проводят перерегистрацию своих участков, из-за чего с точки зрения закона не к чему бывает придраться. Но в то же время, и сам процесс то изъятия является юридически сложным и долговременным. По факту, время затраченное на изъятие у недобросовестного эксплуатанта участка земли в Калининградской области заняло порядка двух лет.
В октябре 2012 года отделу минсельхоза в области были делегированы права на обращение в суд с заявлением на изъятие земельных участков и об выставление их на публичные торги по причине ненадлежащего использования. С того момента министерство совместно с управлениями Росреестра и Россельхознадзора осуществило большую работу по сбору и отправке в суд материалов о проведении земельных проверок по отношению к собственнику участков, не эксплуатирующих такие участки в период более трех лет или использующих не по назначению.
«Это тяжелая, длительная работа, но она того стоит. Эта работа имеет первостепенное значение для обеспечения продовольственной безопасности, создания новых рабочих мест в сельской местности. В связи с этим землю нужно обрабатывать, не запускать и приводить в порядок, - заявил Владимир Зарудный. - Мы считаем, что на сегодняшний день есть все основания, для того чтобы поставить эту работу на поток». Министр сообщил, что в области имеется 82 тысячи участков предназначенных для сельскохозяйственных работ, из которых в обороте не более 65%.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что владельцы земельных участков и те, кто не является собственниками земельных участков, должны эксплуатировать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель идозволительным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 года № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Согласно данному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не организуются работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов.
Причины на непродуктивное использование участков могут быть разные, начиная от нехватки средств на приобретение посевных материалов и удобрений, заканчивая банальной безалаберностью главы сельскохозяйственного предприятия. И если последнее - никак не может поддерживаться, то сельхозпроизводителям ведущих борьбу за урожай но не имеющих возможности эксплуатировать должным образом все свои земли помощь должна быть оказана.
Так как же владельцам земельных участков удержать свое имущество в пределах родного предприятия? Для решения первой, и отчасти главной проблемы - наличие древесно-кустарниковой поросли на участках аграрием в руки даны все карты. Ведь для того чтобы не только не потерять участок, но и реабилитировать его к дальнейшей эксплуатации достаточно хотя бы убрать деревья и кустарник от туда где их не должно быть, и привести поле в должное к его статусу состояние. Техническое оснащение для проведения работ по расчистке от залесенности и закустаренности представляют мульчеры, лесные почвенные фрезы, ротоваторы. По своей сути, эти машины измельчают растительность на корню, и для проведения работ по расчистке от древостоя достаточно одного тракториста! При том субсидирование позволяет вернуть часть затраченных на закупку мульчера или ротоватора деньег. Некоторые аграрии могут сказать «денег на посевной материал нет, а тут мульчер купить предлагают» - а что лучше на их взгляд, потерять землю? К примеру итальянский мульчер FERRI TFC/R-1600 (а именно итальянские машины составляют 80% рынка мульчеров в России) стоит в среднем 600-700 тысяч рублей (в зависимости от доставки по необъятной родине), плюс ротоватор AGRI-WORLD 2FS по стоимости около 900 тысяч рублей, вешаем это на Беларус 82 - и приводим в порядок по 2-5 га в день! Ниужто калининградец потерявший 6 гекар земли не смог найти 1,5 млн рублей чтобы сохранить себе земельный участок не только оцениваемый в десятки миллионов, но и способный приносить прибыль?!
Ведь по своей сути, после обработки земли почвенной фрезой AGRI-WORLD, которая измельчает камни, корневую систему, сравнивает кочки, остается ровный, рекультивированный на глубине 20 см плодородный слой земли готовый к посевным работам. Но как говориться - скупой платит дважды, а то и трижды, а зачастую теряет все.
Это лишь отступление о технике и способе удержать при себе свои земли. Вернемся к вопросу об изъятии земель у тех, кто не готов добросовестно и самое главное, продуктивно использовать свои наделы. В срок, указанный выше, не включается то время, в ходе которого земеля не могла быть использована по своему назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае неустранения правонарушений в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Правительство и губернатор области особое внимание уделяют проблематике освоения земель, увеличению коэффициента эффективности их плодотворной эксплуатации. Важность произошедшего факта кроется в том, что это первый раз когда получилось воплотить в реальность положение федерального Закона о земле. Случай в Калининградской области стал прецедентным, - заявил Владимир Зарудный. - Изъятие заброшенных и не обрабатываемых длительное время земельных участков представляет собой один из крайне сложных проблем в области соблюдения земельного законодательства Российской Федерации. Как часто бывает владельцы земель проводят перерегистрацию своих участков, из-за чего с точки зрения закона не к чему бывает придраться. Но в то же время, и сам процесс то изъятия является юридически сложным и долговременным. По факту, время затраченное на изъятие у недобросовестного эксплуатанта участка земли в Калининградской области заняло порядка двух лет.
В октябре 2012 года отделу минсельхоза в области были делегированы права на обращение в суд с заявлением на изъятие земельных участков и об выставление их на публичные торги по причине ненадлежащего использования. С того момента министерство совместно с управлениями Росреестра и Россельхознадзора осуществило большую работу по сбору и отправке в суд материалов о проведении земельных проверок по отношению к собственнику участков, не эксплуатирующих такие участки в период более трех лет или использующих не по назначению.
«Это тяжелая, длительная работа, но она того стоит. Эта работа имеет первостепенное значение для обеспечения продовольственной безопасности, создания новых рабочих мест в сельской местности. В связи с этим землю нужно обрабатывать, не запускать и приводить в порядок, - заявил Владимир Зарудный. - Мы считаем, что на сегодняшний день есть все основания, для того чтобы поставить эту работу на поток». Министр сообщил, что в области имеется 82 тысячи участков предназначенных для сельскохозяйственных работ, из которых в обороте не более 65%.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что владельцы земельных участков и те, кто не является собственниками земельных участков, должны эксплуатировать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель идозволительным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 года № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Согласно данному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не организуются работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов.
Причины на непродуктивное использование участков могут быть разные, начиная от нехватки средств на приобретение посевных материалов и удобрений, заканчивая банальной безалаберностью главы сельскохозяйственного предприятия. И если последнее - никак не может поддерживаться, то сельхозпроизводителям ведущих борьбу за урожай но не имеющих возможности эксплуатировать должным образом все свои земли помощь должна быть оказана.
Так как же владельцам земельных участков удержать свое имущество в пределах родного предприятия? Для решения первой, и отчасти главной проблемы - наличие древесно-кустарниковой поросли на участках аграрием в руки даны все карты. Ведь для того чтобы не только не потерять участок, но и реабилитировать его к дальнейшей эксплуатации достаточно хотя бы убрать деревья и кустарник от туда где их не должно быть, и привести поле в должное к его статусу состояние. Техническое оснащение для проведения работ по расчистке от залесенности и закустаренности представляют мульчеры, лесные почвенные фрезы, ротоваторы. По своей сути, эти машины измельчают растительность на корню, и для проведения работ по расчистке от древостоя достаточно одного тракториста! При том субсидирование позволяет вернуть часть затраченных на закупку мульчера или ротоватора деньег. Некоторые аграрии могут сказать «денег на посевной материал нет, а тут мульчер купить предлагают» - а что лучше на их взгляд, потерять землю? К примеру итальянский мульчер FERRI TFC/R-1600 (а именно итальянские машины составляют 80% рынка мульчеров в России) стоит в среднем 600-700 тысяч рублей (в зависимости от доставки по необъятной родине), плюс ротоватор AGRI-WORLD 2FS по стоимости около 900 тысяч рублей, вешаем это на Беларус 82 - и приводим в порядок по 2-5 га в день! Ниужто калининградец потерявший 6 гекар земли не смог найти 1,5 млн рублей чтобы сохранить себе земельный участок не только оцениваемый в десятки миллионов, но и способный приносить прибыль?!
Ведь по своей сути, после обработки земли почвенной фрезой AGRI-WORLD, которая измельчает камни, корневую систему, сравнивает кочки, остается ровный, рекультивированный на глубине 20 см плодородный слой земли готовый к посевным работам. Но как говориться - скупой платит дважды, а то и трижды, а зачастую теряет все.
Это лишь отступление о технике и способе удержать при себе свои земли. Вернемся к вопросу об изъятии земель у тех, кто не готов добросовестно и самое главное, продуктивно использовать свои наделы. В срок, указанный выше, не включается то время, в ходе которого земеля не могла быть использована по своему назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае неустранения правонарушений в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации