Участники и эксперты Всероссийского форума сельской молодежи приступили к выведению формулы аграрного образования

Участники и эксперты Всероссийского форума сельской молодежи приступили к выведению формулы аграрного образования

Участники и эксперты круглого стола «Аграрное образование: проблемы и перспективы развития» в своих докладах говорили о необходимости реформировать все уровни образования, начиная с дошкольного. Профориентационная работа сельскохозяйственного направления может и должна вестись уже в детском саду. Заведующая детским садом села Подвязье Рязанского района Рязанской области Галина Лиманская рассказала, что во вверенном ей учреждении этот эксперимент проходит с 2011 года. Его цель – раскрыть содержание профессий сельских тружеников, познакомить ребят с сельскохозяйственной техникой, рассказать о роли сельского труда в нашей жизни. Весь вопрос в том, как преподнести информацию так, чтобы ребятам было интересно. В Подвязьевском детском саду есть не только «живой» уголок, где дети могут познакомиться со всеми сельскохозяйственными животными (они выполнены в виде реалистичных игрушек), но и уголок механизатора, в котором игрушечные тракторы и сеялки совсем как настоящие. Есть там и мини-поле, где малыши изучают семена, готовят их к посеву, сеют и выращивают. «Вы бы видели глаза детей, когда они погружали руки в теплую пшеницу и понимали, что она будет кормить людей», - рассказала Галина Петровна.
Но если подобные специализированные детские садики в нашей стране пока можно сосчитать по пальцам, то в школах с ребятами проводят профориентационную работу намного чаще. Особенно актуально это для старших школьников, которые уже задумываются о выборе профессии. Практика ученических производственных бригад дает очень хорошие плоды, рассказал один из докладчиков – руководитель УПБ «Колос Надежды» средней общеобразовательной Ивановской школы Белгородской области Василий Ченцов. В этой школе есть кружки кролиководов и пчеловодов, а также своя пасека. По окончании 11 класса все ребята получают сельскохозяйственную специальность по выбору: водитель категории С или механизатор широкого профиля. Занимаются ученики и земледелием, проводя исследования в сотрудничестве с преподавателями Белгородской сельскохозяйственной академии, с которой у школы налажены тесные связи. Многие ребята именно в этот вуз и поступают. Что важно, и процент идущих работать в отрасль среди выпускников этой школы весьма велик: в среднем сегодня в сельском хозяйстве заняты около половины выпускников аграрных вузов, здесь же эта цифра – более 70%.
Не секрет, что для оборудования подобных профориентированных учебных заведений нужны немалые средства. Но не только на их нехватку жалуются руководители учебных заведений, они предлагают и свои пути решения возникающих проблем. К примеру, у многих школ и вузов сельскохозяйственной направленности имеются в собственности земельные угодия, на которых силами учеников и студентов выращивается зерно, другие культуры. Вот только дотаций на покупку семян учебные заведения не получают. Хотя могли бы – если законодательно получат статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, что сегодня для образовательных учреждений невозможно. А тем временем, к примеру, у Ставропольского ГАУ более 11 гектаров земли сельхозназначения, и это не единичный пример. Выступающие попросили оргкомитет внести данный пункт в резолюцию форума, что и было сделано.
Еще об одной проблеме говорил статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков – о постоянном, из года в год, снижении количества бюджетных мест по так называемым непрофильным специальностям в сельскохозяйственных вузах. Речь идет о направлениях аграрной экономики и политики, аграрного права. А ведь сельское хозяйство должны поднимать специалисты, которые понимают, что происходит в отрасли и досконально знают её специфику, обучиться которой можно только в специализированном вузе. «Удельный вес этих специальностей должен увеличиваться, и мы будем продолжать на эту тему дискуссии с Минобрнауки», - подвёл итог замминистра.
На круглом столе «Новые формы интеграции образования, науки и производства в АПК» выступили наши коллеги из Венгрии, не только рассказав о своем опыте российским аграриям, но и пригласив на стажировку в свою страну.
Однако говоря о новых формах интеграции, нельзя не упомянуть и о старом проверенном – встрече работодателя и вчерашнего студента. Где она может произойти? В условиях сегодняшнего кадрового голода в сельском хозяйстве работодателю зачастую такой встречи не приходится ждать – её нужно искать. И подобные тематические форумы – вполне подходящее место, потому как объединяют действительно заинтересованных людей. В рамках круглого стола ребята получили предложение от подмосковного работодателя – одного из крупнейших кролиководческих хозяйств нашей страны «Лелечи», которое в связи с расширением производства остро нуждается в молодых кадрах.
Участники круглого стола «Современные цифровые технологии в агропромышенном комплексе» пришли к выводу о необходимости увеличивать в вузах и ссузах количество часов и дисциплин, связанных с развитием компьютеризации сельского хозяйства. В настоящее время вчерашние студенты вынуждены практически весь объем знаний в этой области получать, уже приходя на предприятие и начав работать. А также, решили участники, сегодня уже назрела необходимость организации отдельного мероприятия по этой тематике.
Первый день работы Форума завершился вторым пленарным заседанием, на котором была принята резолюция с предложениями и рекомендациями по итогам работ круглых столов.
Продолжение Форума пройдет на территории гостиницы «Молодежная» (Дмитровское шоссе, д.27) и начнется семинаром на тему «Реализация всероссийских проектов и мероприятий Российского союза сельской молодежи», далее продет ряд встреч с экспертами и мастер-классов.
В последний день форума традиционно запланировано расширенное заседание Бюро Центрального совета РССМ.

Пресс-служба РСС