Россельхозбанк провел отраслевую агросессию по развитию молочной отрасли


Во вступительном слове Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Борис Листов отметил высокую значимость молочной отрасли для мирового продовольственного рынка, и для России в частности. Он привел данные ООН, согласно которым на молочный сектор приходится около 14% мировой торговли сельхозпродукцией, а годовое потребление молочных продуктов составляет около 16% от всех видов пищи. «В нашей стране тоже сильны традиции потребления молока и молочных продуктов, которые занимают важное место в ежедневном питании россиян. Поэтому нам необходимо достичь высокого уровня самообеспечения». Борис Листов напомнил, что целевой ориентир самообеспечения по молоку и молочным продуктам, который установлен Президентом в Доктрине продовольственной безопасности, — не менее 90%. «И мы постепенно решаем эту задачу. Рынок молока достиг высокого уровня зрелости. Появились опытные игроки. Благодаря господдержке растут объемы производства молокосырья в товарном секторе. РСХБ как опорный банк АПК заинтересован как в сбалансированном развитии всей молочной отрасли, так и в повышении рентабельности бизнеса своих клиентов», — подчеркнул Председатель Правления Россельхозбанка.

Предметом обсуждения на встрече стали общие тенденции и перспективы производства молока и молокопродуктов. Отдельное внимание было уделено рискам на фоне пандемии, инструментам государственной поддержки и потенциалу реализации новых проектов. Повестка мероприятия включила в себя все уровни производственно-сбытовой цепочки.

Подробнее на рисках и проблемах остановился в своем докладе Артем Белов, генеральный директор Национального союза производителей молока. По его мнению, хотя текущие условия в России благоприятны для дальнейшего развития отрасли, пандемия внесла свои коррективы и степень неопределенности прогнозов возросла. «Что касается потребления, то в марте-апреле мы наблюдали временный всплеск спроса на 20-30%. В июне спрос выровнялся, но снижение доходов населения и ослабление рубля будет оказывать влияние на потребление как минимум до конца года. Со сложностями столкнутся в первую очередь малый и средний бизнес, в том числе из-за низкого уровня консолидации в части переработки. Однако производство сырого молока в России развивается очень динамично, и по итогам 2020 года мы ожидаем дополнительно 1 млн объема. В целом, молочный сектор имеет серьезный потенциал как внутри страны, так и на экспортном направлении. Если говорить о долгосрочной стратегии, то основными ее направлениями я бы назвал импортозамещение, рост внутреннего производства и продолжающийся тренд на увеличение экспорта», — отметил Артем Белов.

Повышенную актуальность импортозамещения для молочной отрасли подтверждают данные, представленные на встрече Центром отраслевой экспертизы РСХБ. Хотя за последние пять лет доля импорта и сократилась с 22% до 19%, это почти в 2 раза больше предела, установленного Доктриной продовольственной безопасности. При этом в 2019 году производство молока во всех категориях хозяйств увеличилось на 2,4% и достигло 31,3 млн тонн. В этом году прогнозируется еще больше — около 32 млн тонн.

Наряду с постепенным снижением доли импорта, одним из основных трендов завершающегося пятилетнего периода, с 2016 по 2020 годы, стал постепенный рост потребления до 34,8 млн тонн (+1 млн тонн). Однако одновременно с этим аналитики зафиксировали снижение доли личных подсобных хозяйств (ЛПХ) с 42% до 36%. По данным Росстата, фактическое потребление молочных продуктов в России все еще остается ниже рекомендаций Минздрава.

Руководитель Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрей Дальнов обозначил текущий потенциал ввода новых молочных товарных ферм — 2,4 млн тонн, и назвал экономические районы России, где он наиболее высок. К таким районам он отнес Западно-Сибирский, Центральный, Уральский и Северо-Кавказский. «Можно выделить три ключевых драйвера роста предложения молокосырья. Это импортозамещение в регионах с высоким уровнем предложения молочной продукции из Беларуси, обеспечение сырьем вводимых мощностей по производству молочных продуктов и замещение выпадающих объемов производства молокосырья в ЛПХ. В дополнение к этим драйверам свою роль могут сыграть восстановление уровня потребления до уровня 2013 года, рост экспорта и ускорение импортозамещения. За счет этих факторов долгосрочный потенциал увеличения производства молокосырья возрастает до 5,7 млн тонн», — отметил в своем докладе Андрей Дальнов.

В части агросессии, посвященной вопросам переработки, участники отметили исключительную важность вертикальной интеграции, причем как от производства молока в производство молочных продуктов, так и в обратном направлении. Во многих случаях переработчикам имеет смысл становиться производителями молокосырья, так как это добавит их бизнесу стабильности. О дальнейших планах по развитию молочного животноводства и изучению возможностей для интеграции заявил на агросессии представитель одного из крупнейших производителей молока в России, компании «Русмолко».

Своим мнением поделился Андрей Романов, председатель совета директоров АПХ «Залесье» (Калининградская область): «Наша стратегия – быть сбалансированными. Мы шли параллельно: инвестировали в переработку – расширяли производство молока, потом расширяли переработку – опять увеличивали производство молока. На текущий момент мы видим определенный рост запасов готовой продукции у многих предприятий. И снижение цен на некоторые виды продукции, прежде всего длительного хранения. Конечно, это беспокоит».

Константин Гозман (ООО "Агропромышленный холдинг «Дороничи») назвал молочную отрасль одним из самых сложных бизнесов для извлечения прибыли и подтвердил, что кризисная ситуация обострила необходимость вертикальной интеграции.

Данными о спросе на молочную продукцию в условиях пандемии поделились представители торговых сетей. Так, Сергей Ермолаев, представлявший сеть магазинов «Магнит», рассказал, что в первые 5 недель ограничений значительное увеличение спроса было зафиксировано в сегменте традиционных молочных продуктов, а йогуртно-десертная группа, наоборот, стала продаваться хуже: «Многие люди перешли на удаленную работу из дома, поэтому стали покупать меньше продуктов, которыми привыкли перекусывать в офисе или по пути на работу. При этом выросли продажи молочных товаров в больших упаковках, так как большинство стало готовить еду дома. Если же говорить о прогнозах на потребление во втором полугодии, то оптимизма в ожиданиях у нас меньше. Все-таки покупательская способность так быстро не восстановится, а бизнес только начинает возобновлять работу».

Представитель сети магазинов «Азбука вкуса» рассказала, что их покупатели отдают предпочтение молочным продуктам от фермеров. Это стимулирует «Азбуку вкуса» помогать и поддерживать фермерские хозяйства в поиске своего потребителя.

Марина Хромова (ГК «Дикси») отметила, что доля локальных производителей в продажах молочной продукции очень высока и продолжает увеличиваться. Потребители проявляют явную лояльность к местным брендам, за которыми стоит как средний бизнес, так и фермеры.

Обсуждая перспективы и стратегические точки роста отечественной молочной отрасли, участники встречи отметили значимость грамотной сбытовой стратегии. При этом и переработчики, и торговые сети выразили готовность работать с представителями малого и среднего бизнеса, в том числе с молочными фермерами. Для Россельхозбанка фермерство всегда было и остается почетным клиентским сегментом. В Банке разработана целая программа по содействию в развитии фермерского движения. Несколько лет подряд проводится фестиваль фермерской еды СВОЁ, а в рамках проекта «Своё фермерство» доступны более 30 разработанных Банком и его партнерами сервисов, которые направлены на повышение эффективности работы фермерских хозяйств. «Для меня это производства с душой. Фермерский труд очень непростой: приходится работать без выходных и праздников, выдерживая серьезную конкуренцию на рынке», — отметил Борис Листов.

По его словам, Россельхозбанк продолжит финансировать и фермерские хозяйства, и крупные холдинги – в части наращивания молочных производств, их модернизации. «За последнее десятилетие Банк инвестировал в отрасль свыше 420 млрд рублей. Мы помогли в реализации более 2 тысяч проектов и не собираемся останавливаться», — сказал Председатель Правления Россельхозбанка.

Подводя итоги агросессии, участники отметили, что российский рынок молока достиг высокого уровня зрелости и сохраняет значительный потенциал для роста. При этом все сошлись во мнении, что инвестиции в молочное производство и переработку требуют тщательного предварительного анализа рынков сбыта, каналов реализации, конкурентной среды и мер государственной поддержки