От Америки до Орла… и снова в Америку
В далеком 1795 году Роберт Фултон, знаменитый изобретатель, создал первый грейдер, однако, применять его по назначению начали лишь во второй половине девятнадцатого века в Америке.
Прадедушка грейдера не имел ни силовой установки, ни кабины как таковой. Это была стальная телега с металлическими ободьями, на которую установили отвал и механизмы с помощью которых им можно было управлять. Управление отвалом осуществлялось при помощи огромных кованных колес и понижающих редукторов. Два колеса использовались для подъёма, опускания и одно для поворота отвала, колёса вращал машинист вручную. Грейдеры были прицепными, в качестве движущей силы использовались лошади, а «машинист» сидел на седле. Впоследствии лошадей заменили трактора, но еще долго грейдера оставались только прицепными.
Первые оснащённые двигателями и колесами с резиновыми шинами самоходные грейдеры появились 1920-x годах в Америке. Это и были первые автогрейдеры. Следующим шагом вперёд было появление приводов от двигателя, к редукторам управляющим отвалом, автогрейдер стал довольно сложным и дорогим механизмом, но и производительность его возросла в разы.
В конце 20-х – начале 30-х годов инженеры вплотную занимались разработкой и внедрением гидравлики в различные механизмы техники. Сегодня уже кажется странным механизм, на котором не используется пара: насос-гидроцилиндр. Но автогрейдеры с механическим управлением оборудованием выпускались вплоть до 60-х годов! В последующие годы внешняя компоновка автогрейдеров не менялась – производители старались улучшить и модернизировать уже имеющиеся конструкции.
Один из флагманов российского машиностроения и крупнейший производитель автогрейдеров ЗАО «Дормаш» г. Орел (Завод дорожных машин в то время), в августе 1955 начал выпуск машин серии Д–144, Д–547, Д–557. В 1956 году было изготовлено уже 85 грейдеров.
В 1964 году на всемирной выставке грейдер Д–557, массой 12, 5 тонн, механической трансмиссией и приводом на заднюю тележку, производства Орловского завода, получил самую высокую оценку, и пошел в серийный выпуск. В семидесятых годах завод выпускает новые, конкурентноспособные американским, модели грейдеров и первую экспортную партию машин.
В 1974 году была выпущена первая промышленная партия автогрейдеров ДЗ-31-2 (новое обозначение модели Д-557) с гидромеханической трансмиссией.
Модель автогрейдера ДЗ-122, пришедшая на смену ДЗ-31 (Д-557), и выпускающаяся до настоящего времени, представляет собой семейство машин массой 14-15 тонн, с разным типом трансмиссии – механической или гидромеханической, а также типом рамы – жесткая или шарнирно-сочлененная. В 1981 году эта модель была отмечена Знаком качества.
Автогрейдер ДЗ-122 класса 140 массой 13 900 – 14 500 кг оснащался дизельными двигателем Д-260, 6-диапазонной ГМП, курганскими мостами. Выпускалась модель с жесткой и шарнирно сочлененной рамой. Шарнирное сочленение рамы (если имеется) выполняется перед кабиной, Рабочее оборудование включало основной грейдерный отвал длиной 3744 мм на А-образной тяговой раме, поворотный круг с внутренним зацеплением, и передний бульдозерный отвал. Предусмотрена возможность установки карковщика (рыхлителя) заднего расположения. Грейдер подготовлен к установке системы нивелирования Trimble.
Инженерно-технический центр, созданный на заводе в 2001 году, постоянно проводит модернизацию выпускаемой серийно техники. Новая версия автогрейдера ДЗ-122Б соответствует всем современным направлениям развития машиностроения – кооперации с крупными мировыми производителями основных узлов и агрегатов.
На ДЗ-122Б стали устанавливать двигатели ЯМЗ, Deutz, гидромеханическая трансмиссия фирмы Dana или «ZF» (Германия), балансирная тележка и дисковые тормоза в масляной ванне фирмы NAF, тормозной системой Safim S6 (Италия), а также другие узлы и агрегаты ведущих фирм. Кабина автогрейдера комфортна и имеет отличную обзорность. Основное управление сосредоточено на джойстике
Такое сотрудничество с производителями- поставщиками комплектующих, дает возможность конструкторам «Дормаш» направить усилия на усовершенствование основных функциональных преимуществ своих автогрейдеров и разработке новых моделей.
Так, важнейшим преимуществом автогрейдера ДЗ-122Б является механизм поворота отвала и подвеска рабочего оборудования. Поворотный круг отвала выполнен из цельной поковки со сменным зубчатым венцом с внутреннем зацеплением. Технология нарезки позволяет получить каленую поверхность зубьев, что допускает большие усилия в зацеплении, а редуктор поворота отвала автогрейдера допускает значительный момент на выходном валу.
В 2004 году освоен автогрейдер ДЗ-298Б-1 эксплуатационной массой 24 т. Машина с шарнирно-сочлененной рамой оснащена двигателем Deutz, балансирной тележкой с дифференциалом NAF, гидромеханической трансмиссией ZF, гидравлической и тормозной системами от ведущих производителей Германии и Италии. С 2008 года налажен выпуск полноприводной версии тяжелого автогрейдера ДЗ-298-3 оснащенного 300-сильным двигателем Deutz , гидромеханической КПП «Dana», шарнирно-сочлененной рамой, тандемной тележкой NAF (Германия) с дисковыми тормозами в масляной ванне, гидростатический передний мост «Poklain» (Франция) либо «Bosch Rexroth» (Германия), и имеющего колесную формулу1х3х3.
С 2011 года запущен в серию выпуск автогрейдеров класса 180, массой 16,6 тонн. Автогрейдер ДЗ-122Б-9 комплектуется двигателем ЯМЗ-236 (180 л.с.), механической КПП, жесткой рамой и имеет колесную формулу 1х2х3. На полноприводной модели ДЗ-122 Б – 10 установлены двигатель Deutz (175 л.с.), гидромеханическая КПП «ZF» (Германия), шарнирно-сочлененная рама, тандемная тележка с дисковыми тормозами в масляной ванне и передний приводной мост фирмы «NAF» (Германия), и колесная формула, соответственно - 1х3х3.
К концу 2012 года ЗАО «Дормаш» подошел с огромным разнообразием серийно выпускаемых моделей автогрейдеров 140, 180 и 250 класса: ДЗ-122 Б-1 - ДЗ-122 Б-11, ДЗ-298Б-1, ДЗ-298 Б-3. И, учитывая конъюктуру рынка, растущий спрос коммунальных и дорожных служб создал «младшего брата» - ДЗ-100.
Короткобазовый автогрейдер легкого класса ДЗ-100, массой 8 тонн, предназначен для всесезонного выполнения землеройно-профилировочных работ, содержания дорог. За счет высокой маневренности (небольшой радиус поворота 5 м) грейдер может эффективно использоваться в городском коммунальном хозяйстве при очистке дорог от снега и льда. Для обеспечения тягового усилия в условиях скользкого дорожного можно применить цепи противоскольжения, поставляемые по отдельному заказу. Автогрейдер оснащен надежным немецким двигателем Deutz (95 л.с.), гидромеханической КПП, шарнирно-сочлененной рамой, колесная формула 1х1х2, дисковыми тормозами
Автогрейдер ДЗ-100 универсален и широко применяется в строительстве дорог и коммунальном хозяйстве, безупречно работает в любых (даже самых экстремальных) дорожных и погодных условиях.
Анализируя российский рынок строительной техники можно смело говорить о том, что в настоящее время большую его долю занимают отечественные производители, и Орловский «Дормаш» со своей более чем полувековой историей, широкой линейкой производимых автогрейдеров 100, 140, 180 и 250 классов достойно занимает свое место.
Продукция ЗАО «Дормаш» соответствует всем запросам и возможностям строителей и коммунальщиков. Достоинства автогрейдеров производства «Дормаш» - цена, привычная конструкция, система управления, агрегатная база, хорошая ремонтопригодность. Все это определяет популярность и спрос в сравнении с импортной продукцией и продукцией других российских производителей.
Выпуск основного вида продукции – автогрейдеров в последние годы стабилен. Орловские автогрейдера пользуются большим спросом не только на внутреннем рынке, но и в странах СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также в некоторых странах Латинской Америки, Африки и Азии, составляют реальную конкуренцию ведущим мировым производителям. На экспорт поставляется от 45 до 60% выпускаемой техники, в том числе в страны дальнего зарубежья от 20 до 30%.
Большое внимание на предприятии уделяется качеству продукции, снижению ее себестоимости и повышению производительности труда. В 2005 году внедрена система менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2000. Ежегодно расчет объем инвестиций, направляемых на модернизацию производства: ежегодно порядка 60 млн. рублей. Постоянно приобретается и внедряется в производство 40 единиц высокопроизводительного оборудования, за последние пять лет проведена большая работа по ремонту производственных помещений.
Прадедушка грейдера не имел ни силовой установки, ни кабины как таковой. Это была стальная телега с металлическими ободьями, на которую установили отвал и механизмы с помощью которых им можно было управлять. Управление отвалом осуществлялось при помощи огромных кованных колес и понижающих редукторов. Два колеса использовались для подъёма, опускания и одно для поворота отвала, колёса вращал машинист вручную. Грейдеры были прицепными, в качестве движущей силы использовались лошади, а «машинист» сидел на седле. Впоследствии лошадей заменили трактора, но еще долго грейдера оставались только прицепными.
Первые оснащённые двигателями и колесами с резиновыми шинами самоходные грейдеры появились 1920-x годах в Америке. Это и были первые автогрейдеры. Следующим шагом вперёд было появление приводов от двигателя, к редукторам управляющим отвалом, автогрейдер стал довольно сложным и дорогим механизмом, но и производительность его возросла в разы.
В конце 20-х – начале 30-х годов инженеры вплотную занимались разработкой и внедрением гидравлики в различные механизмы техники. Сегодня уже кажется странным механизм, на котором не используется пара: насос-гидроцилиндр. Но автогрейдеры с механическим управлением оборудованием выпускались вплоть до 60-х годов! В последующие годы внешняя компоновка автогрейдеров не менялась – производители старались улучшить и модернизировать уже имеющиеся конструкции.
Один из флагманов российского машиностроения и крупнейший производитель автогрейдеров ЗАО «Дормаш» г. Орел (Завод дорожных машин в то время), в августе 1955 начал выпуск машин серии Д–144, Д–547, Д–557. В 1956 году было изготовлено уже 85 грейдеров.
В 1964 году на всемирной выставке грейдер Д–557, массой 12, 5 тонн, механической трансмиссией и приводом на заднюю тележку, производства Орловского завода, получил самую высокую оценку, и пошел в серийный выпуск. В семидесятых годах завод выпускает новые, конкурентноспособные американским, модели грейдеров и первую экспортную партию машин.
В 1974 году была выпущена первая промышленная партия автогрейдеров ДЗ-31-2 (новое обозначение модели Д-557) с гидромеханической трансмиссией.
Модель автогрейдера ДЗ-122, пришедшая на смену ДЗ-31 (Д-557), и выпускающаяся до настоящего времени, представляет собой семейство машин массой 14-15 тонн, с разным типом трансмиссии – механической или гидромеханической, а также типом рамы – жесткая или шарнирно-сочлененная. В 1981 году эта модель была отмечена Знаком качества.
Автогрейдер ДЗ-122 класса 140 массой 13 900 – 14 500 кг оснащался дизельными двигателем Д-260, 6-диапазонной ГМП, курганскими мостами. Выпускалась модель с жесткой и шарнирно сочлененной рамой. Шарнирное сочленение рамы (если имеется) выполняется перед кабиной, Рабочее оборудование включало основной грейдерный отвал длиной 3744 мм на А-образной тяговой раме, поворотный круг с внутренним зацеплением, и передний бульдозерный отвал. Предусмотрена возможность установки карковщика (рыхлителя) заднего расположения. Грейдер подготовлен к установке системы нивелирования Trimble.
Инженерно-технический центр, созданный на заводе в 2001 году, постоянно проводит модернизацию выпускаемой серийно техники. Новая версия автогрейдера ДЗ-122Б соответствует всем современным направлениям развития машиностроения – кооперации с крупными мировыми производителями основных узлов и агрегатов.
На ДЗ-122Б стали устанавливать двигатели ЯМЗ, Deutz, гидромеханическая трансмиссия фирмы Dana или «ZF» (Германия), балансирная тележка и дисковые тормоза в масляной ванне фирмы NAF, тормозной системой Safim S6 (Италия), а также другие узлы и агрегаты ведущих фирм. Кабина автогрейдера комфортна и имеет отличную обзорность. Основное управление сосредоточено на джойстике
Такое сотрудничество с производителями- поставщиками комплектующих, дает возможность конструкторам «Дормаш» направить усилия на усовершенствование основных функциональных преимуществ своих автогрейдеров и разработке новых моделей.
Так, важнейшим преимуществом автогрейдера ДЗ-122Б является механизм поворота отвала и подвеска рабочего оборудования. Поворотный круг отвала выполнен из цельной поковки со сменным зубчатым венцом с внутреннем зацеплением. Технология нарезки позволяет получить каленую поверхность зубьев, что допускает большие усилия в зацеплении, а редуктор поворота отвала автогрейдера допускает значительный момент на выходном валу.
В 2004 году освоен автогрейдер ДЗ-298Б-1 эксплуатационной массой 24 т. Машина с шарнирно-сочлененной рамой оснащена двигателем Deutz, балансирной тележкой с дифференциалом NAF, гидромеханической трансмиссией ZF, гидравлической и тормозной системами от ведущих производителей Германии и Италии. С 2008 года налажен выпуск полноприводной версии тяжелого автогрейдера ДЗ-298-3 оснащенного 300-сильным двигателем Deutz , гидромеханической КПП «Dana», шарнирно-сочлененной рамой, тандемной тележкой NAF (Германия) с дисковыми тормозами в масляной ванне, гидростатический передний мост «Poklain» (Франция) либо «Bosch Rexroth» (Германия), и имеющего колесную формулу1х3х3.
С 2011 года запущен в серию выпуск автогрейдеров класса 180, массой 16,6 тонн. Автогрейдер ДЗ-122Б-9 комплектуется двигателем ЯМЗ-236 (180 л.с.), механической КПП, жесткой рамой и имеет колесную формулу 1х2х3. На полноприводной модели ДЗ-122 Б – 10 установлены двигатель Deutz (175 л.с.), гидромеханическая КПП «ZF» (Германия), шарнирно-сочлененная рама, тандемная тележка с дисковыми тормозами в масляной ванне и передний приводной мост фирмы «NAF» (Германия), и колесная формула, соответственно - 1х3х3.
К концу 2012 года ЗАО «Дормаш» подошел с огромным разнообразием серийно выпускаемых моделей автогрейдеров 140, 180 и 250 класса: ДЗ-122 Б-1 - ДЗ-122 Б-11, ДЗ-298Б-1, ДЗ-298 Б-3. И, учитывая конъюктуру рынка, растущий спрос коммунальных и дорожных служб создал «младшего брата» - ДЗ-100.
Короткобазовый автогрейдер легкого класса ДЗ-100, массой 8 тонн, предназначен для всесезонного выполнения землеройно-профилировочных работ, содержания дорог. За счет высокой маневренности (небольшой радиус поворота 5 м) грейдер может эффективно использоваться в городском коммунальном хозяйстве при очистке дорог от снега и льда. Для обеспечения тягового усилия в условиях скользкого дорожного можно применить цепи противоскольжения, поставляемые по отдельному заказу. Автогрейдер оснащен надежным немецким двигателем Deutz (95 л.с.), гидромеханической КПП, шарнирно-сочлененной рамой, колесная формула 1х1х2, дисковыми тормозами
Автогрейдер ДЗ-100 универсален и широко применяется в строительстве дорог и коммунальном хозяйстве, безупречно работает в любых (даже самых экстремальных) дорожных и погодных условиях.
Анализируя российский рынок строительной техники можно смело говорить о том, что в настоящее время большую его долю занимают отечественные производители, и Орловский «Дормаш» со своей более чем полувековой историей, широкой линейкой производимых автогрейдеров 100, 140, 180 и 250 классов достойно занимает свое место.
Продукция ЗАО «Дормаш» соответствует всем запросам и возможностям строителей и коммунальщиков. Достоинства автогрейдеров производства «Дормаш» - цена, привычная конструкция, система управления, агрегатная база, хорошая ремонтопригодность. Все это определяет популярность и спрос в сравнении с импортной продукцией и продукцией других российских производителей.
Выпуск основного вида продукции – автогрейдеров в последние годы стабилен. Орловские автогрейдера пользуются большим спросом не только на внутреннем рынке, но и в странах СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также в некоторых странах Латинской Америки, Африки и Азии, составляют реальную конкуренцию ведущим мировым производителям. На экспорт поставляется от 45 до 60% выпускаемой техники, в том числе в страны дальнего зарубежья от 20 до 30%.
Большое внимание на предприятии уделяется качеству продукции, снижению ее себестоимости и повышению производительности труда. В 2005 году внедрена система менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2000. Ежегодно расчет объем инвестиций, направляемых на модернизацию производства: ежегодно порядка 60 млн. рублей. Постоянно приобретается и внедряется в производство 40 единиц высокопроизводительного оборудования, за последние пять лет проведена большая работа по ремонту производственных помещений.