Объем потребления субстратов из каменной ваты достиг 2,5 млрд рублей

Объем потребления субстратов из каменной ваты достиг 2,5 млрд рублей

Общая площадь российских теплиц, являющихся основными потребителями субстратов из каменной ваты, в 2021 году достигла 4,39 тыс. га. Прирост новых площадей по сравнению с прошлым годом снизился почти в 2 раза – с 6,6% до 3,4%. Этому способствовало завершение в 2020 г. госпрограммы развития сельского хозяйства и прекращение льгот, которые предоставляли предпринимателям в ее рамках.
Кроме того, за год в России закрылось около 2,3% тепличных хозяйств. Причинами стало падение спроса со стороны сегмента HORECA в период самоизоляции весной 2020 года, а также общее снижение покупательной способности населения, которое отразилось и на продуктовой корзине, в том числе потреблении огурцов, томатов и зелени.
По словам Василия Ткачева, руководителя направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ, после падения в апреле-мае 2020 года быстрее восстановились те тепличные хозяйства, которые смогли адаптироваться к переменам. «В связи с закрытием общепита и туристического сектора отгрузки в отели, кафе и рестораны, занимавшие 20-25% рынка, практически прекратились. На плаву остались поставщики торговых сетей. Остальным пришлось срочно искать выход или терять прибыль, останавливать производства и закрываться. В выигрыше оказались те, кто смог переориентироваться на работу с новыми каналами – цифровыми площадками, такими как Яндекс.Лавка и Сбер.Маркет, которые в пандемию получили мощный толчок для развития и стали продавать в том числе и свежие овощи», – отметил эксперт.
За год аграрии, работающие на закрытом грунте, практически полностью перешли на отечественные субстраты. Доля импортной продукции, в основном из Нидерландов и Польши, снизилась и составила 13% от общего объема потребления.
Экспорт сегодня занимает около 17-20% рынка субстратов из каменной ваты, основные поставки идут в Беларусь и страны южной Европы (Болгарию, Грецию, Македонию), а также в Абхазию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Нидерланды, Польшу, Турцию, Финляндию, Эстонию и Японию. Рост экспорта сдерживает недостаточная насыщенность российского рынка – в первую очередь субстраты направляются отечественным потребителям.
Среди российских регионов лидерами потребления минераловатных субстратов остаются Центральный, Южный и Северо-Западный федеральные округа. Агропредприятия концентрируются в основном вокруг крупных городов и в свободных экономических зонах (Липецкая и Калужская области), а также на юге страны – регионе с традиционно развитым сельским хозяйством, дешевой рабочей силой и электроэнергией (Ставропольский край).
«В ближайшее время рост потребления субстратов из минеральной ваты не превысит 6-7% в год. При этом активно будет развиваться цифровизация этого направления. Например, применение субстратов со специальными датчиками, позволяющими мониторить их состояние, уровень питательных элементов в растворе, температурно-влажностный режим и т.д. Другой важный тренд – развитие сервиса и службы поддержки клиентов. Наши потребители предпочитают не просто покупать продукт, а получать определенные знания и экспертизу. Поэтому производители помимо субстратов предлагают услуги агрономов, которые могут профессионально проконсультировать по вопросам выращивания сельхозкультур на гидропонике», ¬– комментирует Василий Ткачев