На форуме в Петербурге обсудили проблемы молочного рынка
Дискуссия объединила представителей всех сфер влияния на развитие молочной отрасли: перерабатывающие компании, отраслевой союз, производителей молока, финансовые институты, консалтинг и власть. Они обсудили конкретные меры и шаги по улучшению ситуации в молочном животноводстве, в том числе предлагаемые в рамках разрабатываемой СОЮЗМОЛОКО программы развития отрасли до 2020 года. Проект программы планируется вынести на общественное обсуждение в июне 2014 года.
Дискуссию вел генеральный директор Danone Беларусь Жиль Бурло. Участие принимали: И. Легро, генеральный директор Группы компаний Danone в России и вице-президент подразделения свежих молочных продуктов в странах СНГ; А. Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО); С. Яхнюк, вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленном
Участники дискуссии сошлись во мнении, что настоящее положение дел в молочной отрасли нуждается в радикальном изменении. Молочное производство в России отличается низкой эффективностью, высоким уровнем затрат, выраженной сезонностью (производство сырья весной-летом существенно превышает производство осенью-зимой). Одновременно в России невелико и потребление молока - согласно официальным статистическим данным, оно на 30% процентов отстает от рекомендованной медицинской нормы. Все эти факторы ведут к высокой волатильности цен на рынке молочного сырья, непредсказуемост
«У нас самая низкая инвестиционная привлекательност
Санни Вергезе, президент компании OLAM, отметил, что правильная инвестиционная политика и государственная поддержка смогут сделать Россию абсолютным лидером данного рынка, исключить импорт и даже сделать ее экспортером. «В России потенциально намного более выгодные условия для развития молочного животноводства, чем в других крупных странах. Для сравнения: в Китае стоимость производства 1 литра молока составляет 52 цента, тогда как в России – 30 центов. С точки зрения количества и стоимости земли для отрасли Россия – вторая в мире страна по потенциалу. Но одна из главных проблем – стоимость капитала. Практически не выдают «длинные» кредиты на 15 лет, а ставка в 15% является очень высокой - в других странах, например, в США, она составляет порядка 6-7%. Одновременно очень мала эффективность молочного производства и финансовая поддержка производителей государством, которое во всем мире является гарантией его развития».
«На мой взгляд, государство вкладывает существенные средства в молочное животноводство: «Россельхозбанк»
Ян Вайбур обозначил обстоятельства, при которых государство может и должно вкладывать значительные средства в молочное животноводство: условия получения субсидий могут быть смягчены при обеспечении высокой операционной эффективности производства. Субсидировать нужно только жизнеспособные проекты, что происходит не всегда. Процесс получения государственной поддержки должен стать прозрачнее. «Таким образом простроенная система, в свою очередь, обеспечит мотивацию для участия частного банковского капитала в проектах молочной отрасли».
Одновременно отрасль молочного животноводства в России страдает и от недостатка профессиональных кадров и экспертных знаний. Следует пересмотреть систему образования с тем, чтобы предпочтение отдавалось современным и эффективным методам подготовки специалистов для данного сектора. Требуется обеспечивать не только должную теоретическую подготовку, но и приобретение практических навыков.
Как отметил Наум Бабаев, в США, где рынок сельхозпродукции в 10 раз больше российского, в год выпускается 30 тысяч специалистов с высшим сельскохозяйстве
Ив Легро подчеркнул чрезвычайную важность вовлеченности местных органов власти в развитие животноводства отдельных российских регионов. «Эта отрасль массовая, она создает рабочие места и генерирует доход, – сказал г-н Легро. – Опыт компании Danone в Бразилии показал отличные результаты, когда на государственные средства была осуществлена комплексная образовательная программа для производителей молока. В результате на фермах - партнерах программы мы получили увеличение производства в 10-15% в год. В России сейчас мы идем по такому же пути: мы создали Молочную Бизнес Академию, финансируем ее на свои средства, но при государственной поддержке подобных программ можно добиться более серьезных результатов». Danone активно сотрудничает с местными властями в регионах, получая их поддержку в своих начинаниях. Результат двухлетней работы – повышение надоев на 8% в хозяйствах, с которыми работает компания. Для расширения программы и внедрения успешного опыта необходимо участие федеральных властей.
Сергей Яхнюк рассказал о ситуации в Ленинградской области. Предприятия молочного животноводства в регионе демонстрируют эффективность и конкурентоспособ
О Danone
Группа компаний Danone в России является лидером российского рынка молочной продукции. С начала деятельности Danone в России суммарный объем инвестиций компании составляет более 1,8 млрд долларов США. Миссия Группы компаний Danone в России – «Нести здоровье и радость в каждый дом». В настоящее время компания владеет 20 заводами с общей численностью около 14 000 сотрудников, которые обеспечивают производство молочной продукции следующих торговых марок: «Простоквашино», «Активиа», «Актимель», «Растишка», «Даниссимо», Danone, «BioБаланс», «Актуаль», «Смешарики», «ТЁМА» и др.
Группа компаний Danone в России является частью международного бизнеса Danone, представленного на пяти континентах. Danone владеет 190 производственным