ИНТЕРВЬЮ с экспертом ФАО по землевладению Мортеном Хартвигсеном
Семья владеет четырьмя разрозненными участками земли, размер каждого из которых не превышает и половины футбольного поля. Члены семьи тратят драгоценное время и используют сельскохозяйственное оборудование, семена и удобрения, перемещаясь от одного земельного участка к другому, зачастую пересекая чужие наделы. Объединение всех четырех участков смогло бы не только обеспечить домохозяйство продовольствием, но и позволило бы владельцам продавать небольшие излишки на месте.
Такую реальную возможность могли бы получить жители ряда стран Балканского полуострова и других регионов Восточной Европы и Кавказа, где имеет место описанная выше ситуация. Эксперт ФАО по землепользованию Мортен Хартвигсен недавно рассказал главному специалисту по связям с общественностью Шарон Ли Коуэн о том, как Организация помогает странам решить проблему фрагментации земель – повышая и производительность фермерских хозяйств, и роль общины в этом процессе.
Почему существует так много мелких фермерских наделов?
В большинстве стран нашего региона фермерские хозяйства имеют небольшие размеры, что зачастую берет начало с земельных реформ, проведенных в рамках перехода от централизованного планирования к рыночной экономике в 1990-х годах. Рассмотрим пример Албании. В 1990-х годах каждой семье было выделено 1,5 гектара земли - как правило, она делилась на четыре или пять участков, расположенных в разных местах деревни. На Западных Балканах, в Молдавии, Грузии и Армении средний размер земельных участков составляет около 0,3 гектара пахотных земель.
В других странах процесс фрагментации земель начался еще раньше, например, в ходе реформ после Второй мировой войны. Еще одной причиной фрагментации земли является наследование, когда и без того маленькие земельные участки делятся между несколькими детьми после смерти зарегистрированного владельца.
Это создает проблемы?
В условиях глобальной экономики, будучи владельцем небольших и удаленных друг от друга участков земли, просто невозможно конкурировать. Отсутствует экономия за счет масштаба. Кроме того, время и топливо расходуются впустую при передвижении от одного поля до другого - зачастую на большие расстояния - для вспашки, внесения удобрений, сбора урожая. Такие земельные участки могут быть пригодны только для собственных нужд.
Если фермер арендует всю землю для коммерческого использования, это может и не представлять собой проблему. Но когда семьи ведут хозяйство на собственной земле, это становится огромной проблемой. В Албании, например, около 90 процентов сельскохозяйственных угодий обрабатывается владельцами.
Есть ли потребность в изменениях?
Правительства признали, что существующая ситуация является одним из препятствий для развития сельского хозяйства и обратились к ФАО за поддержкой в деле консолидации земель. Практически во всех странах существуют стратегии развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности и производительности фермерских хозяйств. Если они будут осуществляться более эффективно, то сельское хозяйство может стать двигателем роста. Во многих случаях страны импортируют продовольствие, которое могут производить самостоятельно.
Одобряют ли фермеры консолидацию земель?
Иногда мелкие владельцы имеют веские причины для сомнений: низкий уровень доверия к правительству, неустойчивые юридические нормы, связанные с землевладением, или отсутствие у фермеров изначального понимания этого процесса. Так что все зависит от того, как это преподнести. Мы должны найти время, чтобы выслушать фермеров, не оставить без внимания волнующие их вопросы, разработать комплекс мер по стимулированию и поощрению, направленных на удовлетворение потребностей общин.
Вы говорите о выгодах от консолидации?
По завершении инициативы по консолидации земель положение ни одной семьей не ухудшится по сравнению с тем, каким оно было до консолидации, а многие даже выиграют от этого процесса. В этом и состоит наш основополагающий принцип. А преимуществ множество. Первое и самое очевидное состоит в том, что каждая семья будет иметь всю свою землю в одном или нескольких больших наделах, а не в крошечных разбросанных повсюду участках. Таким образом, они станут более продуктивными. Будут урегулированы проблемы с регистрацией собственности и фермеры получат гарантированные права на свою землю. В зависимости от потребностей общин могут быть созданы новые дороги, дренажная и ирригационная инфраструктура. Все, что мы делаем, полностью соответствует Добровольным руководящим принципам ответственного регулирования вопросов владения и пользования.
С чего начинается этот процесс?
Если все делать на должном уровне, то это процесс длительный. Нужно идти от села к селу и с самого начала необходимо наладить контакт со всеми собственниками. Бывает так, что владельцы эмигрировали, но нужно приложить все усилия, чтобы связаться с ними – через родственников, все еще живущих в деревне, или даже через социальные сети.
В деревне или муниципалитете мы создаем проектный офис с определенными часами приема населения в течение недели, в которые фермеры могут прийти и обсудить их ситуацию. В ряде случаев мы сами посещаем дома фермеров. Мы беседуем с ними, демонстрируем им карту всех земельных наделов (800 или сколько бы их там ни было). Одна семья может предпочесть оставить за собой определенный участок, где, скажем, у нее есть фруктовый сад. Другие могут выразить желание иметь землю рядом с домом. Все эти предпочтения учитываются.
Что происходит потом?
Мы проводим оценку земли, чтобы гарантировать, что для каждого домохозяйства окончательное решение будет справедливым.
Таким образом, создается правовая основа для землевладения, регистрации актов и оформления сделок. Все это необходимо пересматривать и часто проверять, чтобы семьи имели гарантированное право на владение и могли спокойно осуществлять сделки по купле-продаже земли. В Грузии, например, зарегистрировано только 20 процентов сельскохозяйственных земель. В Азербайджане было проведено множество неофициальных сделок, которые никогда не были зарегистрированы. Очевидно, что все это необходимо привести в порядок до начала процесса по консолидации земель.
Как обозначаются новые границы собственности?
Далее для обновления карты земельных участков и собственности на землю приглашаются геодезисты и картографы. Эксперты проекта также должны быть специалистами в области земледелия, землепользования и регистрации земли и владеть знаниями о проведении процедур сделок с землей и о способах увязывания этих вопросов с сельской инфраструктурой.
Что касается общин?
Проект консолидации земель – такой как в бывшей югославской Республике Македония - может стать прекрасной возможностью для сельских общин. Для понимания их потребностей мы проводим семинары с участием общин, формируем фокус-группы и стараемся услышать их мнение. К типичным проблемам относятся несовершенные производственно-сбытовые цепочки или ограниченный доступ к рынкам. Это те вопросы, которые могут быть решены в координации с проектом. В результате этого процесса мы часто составляем план развития общины.
Что Вы можете сказать об участии женщин?
Равноправное участие и одинаковые права для женщин и мужчин – это принцип, к которому мы относимся очень серьезно. В некоторых странах фактическое участие женщин в процессе принятия решений может быть проблематичным. Возможна такая ситуация, когда в общественном собрании или в домашнем собеседовании принимает участие только муж, жена при этом не присутствует. Мы прилагаем все усилия, чтобы вовлечь женщин в этот процесс.
Нередко имущество регистрируется на имя «главы домохозяйства». В некоторых странах женщины не являются зарегистрированными собственниками, но их права регулируются семейным кодексом. В 1990-х годах в Молдове женщины и мужчины имели равные права при распределении земли и, как правило, получали наделы рядом друг с другом. По завершении процесса консолидации земель, независимо от первоначальной ситуации, земля может быть зарегистрирована на обоих супругов.
Не могли бы Вы рассказать нам о деревне Эгри?
Эгри - это деревня в бывшей югославской Республике Македония, в которой благодаря поддержке проекта ФАО по консолидации земель 800 мелких участков земли были преобразованы в 200, и в результате община получила множество преимуществ, связанных, в частности, с подъездными дорогами и ирригационными системами. Успешный опыт Эгри призван стимулировать другие деревни Македонии, где реализуется масштабный проект по консолидации земель, финансируемый Европейским союзом. ФАО активно сотрудничает с Министерством сельского, лесного и водного хозяйства страны и с Делегацией Европейского союза в Скопье в целях осуществления этого важного проекта, от которого выиграют все стороны
Такую реальную возможность могли бы получить жители ряда стран Балканского полуострова и других регионов Восточной Европы и Кавказа, где имеет место описанная выше ситуация. Эксперт ФАО по землепользованию Мортен Хартвигсен недавно рассказал главному специалисту по связям с общественностью Шарон Ли Коуэн о том, как Организация помогает странам решить проблему фрагментации земель – повышая и производительность фермерских хозяйств, и роль общины в этом процессе.
Почему существует так много мелких фермерских наделов?
В большинстве стран нашего региона фермерские хозяйства имеют небольшие размеры, что зачастую берет начало с земельных реформ, проведенных в рамках перехода от централизованного планирования к рыночной экономике в 1990-х годах. Рассмотрим пример Албании. В 1990-х годах каждой семье было выделено 1,5 гектара земли - как правило, она делилась на четыре или пять участков, расположенных в разных местах деревни. На Западных Балканах, в Молдавии, Грузии и Армении средний размер земельных участков составляет около 0,3 гектара пахотных земель.
В других странах процесс фрагментации земель начался еще раньше, например, в ходе реформ после Второй мировой войны. Еще одной причиной фрагментации земли является наследование, когда и без того маленькие земельные участки делятся между несколькими детьми после смерти зарегистрированного владельца.
Это создает проблемы?
В условиях глобальной экономики, будучи владельцем небольших и удаленных друг от друга участков земли, просто невозможно конкурировать. Отсутствует экономия за счет масштаба. Кроме того, время и топливо расходуются впустую при передвижении от одного поля до другого - зачастую на большие расстояния - для вспашки, внесения удобрений, сбора урожая. Такие земельные участки могут быть пригодны только для собственных нужд.
Если фермер арендует всю землю для коммерческого использования, это может и не представлять собой проблему. Но когда семьи ведут хозяйство на собственной земле, это становится огромной проблемой. В Албании, например, около 90 процентов сельскохозяйственных угодий обрабатывается владельцами.
Есть ли потребность в изменениях?
Правительства признали, что существующая ситуация является одним из препятствий для развития сельского хозяйства и обратились к ФАО за поддержкой в деле консолидации земель. Практически во всех странах существуют стратегии развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности и производительности фермерских хозяйств. Если они будут осуществляться более эффективно, то сельское хозяйство может стать двигателем роста. Во многих случаях страны импортируют продовольствие, которое могут производить самостоятельно.
Одобряют ли фермеры консолидацию земель?
Иногда мелкие владельцы имеют веские причины для сомнений: низкий уровень доверия к правительству, неустойчивые юридические нормы, связанные с землевладением, или отсутствие у фермеров изначального понимания этого процесса. Так что все зависит от того, как это преподнести. Мы должны найти время, чтобы выслушать фермеров, не оставить без внимания волнующие их вопросы, разработать комплекс мер по стимулированию и поощрению, направленных на удовлетворение потребностей общин.
Вы говорите о выгодах от консолидации?
По завершении инициативы по консолидации земель положение ни одной семьей не ухудшится по сравнению с тем, каким оно было до консолидации, а многие даже выиграют от этого процесса. В этом и состоит наш основополагающий принцип. А преимуществ множество. Первое и самое очевидное состоит в том, что каждая семья будет иметь всю свою землю в одном или нескольких больших наделах, а не в крошечных разбросанных повсюду участках. Таким образом, они станут более продуктивными. Будут урегулированы проблемы с регистрацией собственности и фермеры получат гарантированные права на свою землю. В зависимости от потребностей общин могут быть созданы новые дороги, дренажная и ирригационная инфраструктура. Все, что мы делаем, полностью соответствует Добровольным руководящим принципам ответственного регулирования вопросов владения и пользования.
С чего начинается этот процесс?
Если все делать на должном уровне, то это процесс длительный. Нужно идти от села к селу и с самого начала необходимо наладить контакт со всеми собственниками. Бывает так, что владельцы эмигрировали, но нужно приложить все усилия, чтобы связаться с ними – через родственников, все еще живущих в деревне, или даже через социальные сети.
В деревне или муниципалитете мы создаем проектный офис с определенными часами приема населения в течение недели, в которые фермеры могут прийти и обсудить их ситуацию. В ряде случаев мы сами посещаем дома фермеров. Мы беседуем с ними, демонстрируем им карту всех земельных наделов (800 или сколько бы их там ни было). Одна семья может предпочесть оставить за собой определенный участок, где, скажем, у нее есть фруктовый сад. Другие могут выразить желание иметь землю рядом с домом. Все эти предпочтения учитываются.
Что происходит потом?
Мы проводим оценку земли, чтобы гарантировать, что для каждого домохозяйства окончательное решение будет справедливым.
Таким образом, создается правовая основа для землевладения, регистрации актов и оформления сделок. Все это необходимо пересматривать и часто проверять, чтобы семьи имели гарантированное право на владение и могли спокойно осуществлять сделки по купле-продаже земли. В Грузии, например, зарегистрировано только 20 процентов сельскохозяйственных земель. В Азербайджане было проведено множество неофициальных сделок, которые никогда не были зарегистрированы. Очевидно, что все это необходимо привести в порядок до начала процесса по консолидации земель.
Как обозначаются новые границы собственности?
Далее для обновления карты земельных участков и собственности на землю приглашаются геодезисты и картографы. Эксперты проекта также должны быть специалистами в области земледелия, землепользования и регистрации земли и владеть знаниями о проведении процедур сделок с землей и о способах увязывания этих вопросов с сельской инфраструктурой.
Что касается общин?
Проект консолидации земель – такой как в бывшей югославской Республике Македония - может стать прекрасной возможностью для сельских общин. Для понимания их потребностей мы проводим семинары с участием общин, формируем фокус-группы и стараемся услышать их мнение. К типичным проблемам относятся несовершенные производственно-сбытовые цепочки или ограниченный доступ к рынкам. Это те вопросы, которые могут быть решены в координации с проектом. В результате этого процесса мы часто составляем план развития общины.
Что Вы можете сказать об участии женщин?
Равноправное участие и одинаковые права для женщин и мужчин – это принцип, к которому мы относимся очень серьезно. В некоторых странах фактическое участие женщин в процессе принятия решений может быть проблематичным. Возможна такая ситуация, когда в общественном собрании или в домашнем собеседовании принимает участие только муж, жена при этом не присутствует. Мы прилагаем все усилия, чтобы вовлечь женщин в этот процесс.
Нередко имущество регистрируется на имя «главы домохозяйства». В некоторых странах женщины не являются зарегистрированными собственниками, но их права регулируются семейным кодексом. В 1990-х годах в Молдове женщины и мужчины имели равные права при распределении земли и, как правило, получали наделы рядом друг с другом. По завершении процесса консолидации земель, независимо от первоначальной ситуации, земля может быть зарегистрирована на обоих супругов.
Не могли бы Вы рассказать нам о деревне Эгри?
Эгри - это деревня в бывшей югославской Республике Македония, в которой благодаря поддержке проекта ФАО по консолидации земель 800 мелких участков земли были преобразованы в 200, и в результате община получила множество преимуществ, связанных, в частности, с подъездными дорогами и ирригационными системами. Успешный опыт Эгри призван стимулировать другие деревни Македонии, где реализуется масштабный проект по консолидации земель, финансируемый Европейским союзом. ФАО активно сотрудничает с Министерством сельского, лесного и водного хозяйства страны и с Делегацией Европейского союза в Скопье в целях осуществления этого важного проекта, от которого выиграют все стороны