Государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль?
Классификацию видов земельного контроля (надзора) можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль (надзор), следует выделить государственный надзор, муниципальный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный надзор может осуществляться только федеральными органами власти.
Особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Россельхознадзор осуществляет надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами и т.д. Муниципальный земельный контроль - это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель. При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного надзора. Для этого существуют специальные методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Россельхознадзора.
Во-вторых, если государственный земельный надзор (п. 1 ст. 71 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль - только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль (надзор) за охраной земель является разновидностью экологического контроля (надзора), который органы местного самоуправления не осуществляют.
В- третьих, если государственный земельный надзор передать на муниципальный уровень, то проверять земли получится не совсем корректно и служба будет зависима от внутреобластных интересов и связей.
В-четвертых, в Российской Федерации есть земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности, проверять которые при переходе на уровень субъекта ораны местного самоуправления не смогут.
С упразднением государственного земельного надзора ослабнет контроль над землями с/х назначения.
Особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Россельхознадзор осуществляет надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами и т.д. Муниципальный земельный контроль - это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель. При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного надзора. Для этого существуют специальные методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Россельхознадзора.
Во-вторых, если государственный земельный надзор (п. 1 ст. 71 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль - только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль (надзор) за охраной земель является разновидностью экологического контроля (надзора), который органы местного самоуправления не осуществляют.
В- третьих, если государственный земельный надзор передать на муниципальный уровень, то проверять земли получится не совсем корректно и служба будет зависима от внутреобластных интересов и связей.
В-четвертых, в Российской Федерации есть земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности, проверять которые при переходе на уровень субъекта ораны местного самоуправления не смогут.
С упразднением государственного земельного надзора ослабнет контроль над землями с/х назначения.