Формула аграрного образования сложна, но постижима
Кого бы мы ни спросили о том, какое ведомство диктует условия обучения современных студентов — не в плане формирования расписания или организации досуга, а на самом высшем, стратегическом, уровне — большинство, не задумываясь, ответят, что вузовская жизнь закреплена за Министерством образования страны. И они ошибутся. Ведь аграрные вузы находятся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, и это делает обучение в них специфическим. Именно поэтому агарное образование — тема, достойная особого внимания и обсуждения, которое совместно с ключевыми министерствами — сельского хозяйства и образования — при поддержке ВДНХ, ОАО "Россельхозбанк" и ЗАО "БАЙЕР" организовал Российский союз сельской молодежи в рамках крупнейшей агропромышленной выставки страны «Золотая осень».
Всероссийский молодежный форум назвали «Формула аграрного образования», которую участники старались вывести в течение трех рабочих дней, прибегая к разнообразным формам построения общения на самые актуальные темы — молодые люди со всей страны принимали участие в пленарных заседаниях с участием экспертов и вип-гостей, круглых столах, мастер-классах и открытых дискуссиях.
В обращении к участникам форума министр сельского хозяйства страны Николай Федоров отметил: «Образование через всю жизнь - это необходимость, продиктованная стремительно меняющимся временем ... Ваше неравнодушие к судьбе российского села – это серьезная созидательная сила, ступень, ведущая к новым высотам». Подтверждая важность выбранной темы, свои приветствия в адрес мероприятия также направили руководство Минобранауки России и комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам.
«Накопилось много вопросов по теме подготовки как рабочих кадров, так и квалифицированных специалистов для предприятий АПК, - анонсировала форум председатель Центрального совета РССМ Юлия Оглоблина. - Мы рады всем и надеемся, что каждый извлечет полезный опыт от участия в форуме».
Участники форума высказали так много интересных предложений по затронутой теме, что для их систематизации и внесения в резолюцию, которая будет направлена в органы государственной власти, потребовалась почти неделя — впервые второе пленарное заседание, где обычно подводят краткий итог работы, продлилось около двух часов — статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков отвечал на все вопросы собравшихся. «Очень важно, что мы, представители регионов, имели возможность вносить свои предложения, - отметил приехавший на форум председатель Дагестанского регионального отделения РССМ Камиль Саидов. - Моё предложение касалось активизации работы студуправлений в аграрных вузах, потому что далеко не во всех вузах эта работа ведется достаточно активно».
«Очень важно отметить для ректоров вузов, что они должны своих специалистов готовить именно с учетом современных тенденций, - отметила руководящая РССМ в Красноярском крае Наталья Шадрина. - Например, у нас открылся суперсовременный свинокомплекс, не имеющий аналогов в нашей стране. Так вот одного специалиста для того, чтобы возглавить данное предприятие, нашли в Белгородской области, а другого – в Ленинградской, потому что в нашем крае подготовленных людей не оказалось, несмотря на то, что вуз у нас достаточно сильный. Поэтому основная наша задача на сегодня – растить грамотных специалистов без отрыва от современных тенденций».
О сельской молодежи как основе кадрового потенциала АПК в своем докладе на первом - открывавшем форум - пленарном заседании говорила и Юлия Оглоблина. Она рассказала о важности привлечения для работы в сельскую местность уроженцев этих территорий: «Те молодые люди, которые выросли вдали от города и с детства приучались работать на земле, знают как вырастить урожай или ухаживать за домашними сельскохозяйственными животными. Они, опираясь на собственный опыт, смогут быстрее, нежели городская молодежь, освоить аграрную профессию и в последующим трудоустроиться на предприятие АПК или открыть свое крестьянское (фермерское) хозяйство», - отметила Юлия и далее высказала предложения о том, как повысить интерес сельской молодежи к работе в АПК. Это многокомпонентный процесс, складывающийся из трудового воспитания, профориентационной работы и наличия для молодых специалистов-аграриев преференций от государства. «Необходимо плотное взаимодействие сельской школы, среднего специального и высшего профессионального аграрных учебных заведений, работодателей агропромышленных предприятий и органов управления образованием и АПК субъектов Российской Федерации», - уверена председатель РССМ.
Приятное — полезным
Также во время пленарного заседания поощрили ребят-аграриев, успех освоения которыми аграрных наук бесспорен — все они победители всероссийских конкурсов.
Так, дипломы получили лучшие в «БайСтади»-2014. Будущим агрономам вручили призы и дипломы, теперь в течение всего учебного года ребята будут получать ежемесячную стипендию от ЗАО «Байер» в размере 3000 рублей.
Заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг» Наталья Зудина вручила ноутбук аспирантке Вологодской ГМХА Анне Чекалевой за признанную лучшей разработку из базы инноваций РССМ - в результате исследований Анны получен кисломолочный продукт, выработанный на основе нанофильтрационного концентрата пахты — вкусный, низкокалорийный, с высоким содержанием белка. Кроме того, себестоимость продукта не высока за счет снижения затрат на сырье, так как пахта — это побочный продукт при выработке сливочного масла, наиболее ценными компонентами которой являются белки молока и биологически активные вещества - фосфолипиды.
Заслуженные награды нашли юных победителей конкурса «Организация высокотехнологического сельскохозяйственного производства и рационального землепользования в ученических производственных бригадах».
Из рук Александра Петрикова грамоты получили молодые фермеры — впервые за историю всероссийского молодежного форума в рамках «Золотой осени» ребята приехали не только получить знания, но и представить свою продукцию на выставке-ярмарке — 7 человек из четырех регионов — Московской, Ульяновской, Рязанской областей и Республики Мордовия. Помощник фермера Николая Фионина из Рязанской области Алексей рассказал, что пчеловодство для коллеги — дело семейное, доставшееся по наследству от отца, но сейчас пасека живет исключительно силами молодежи — Николая и четырех помощников — молодых людей не старше 30 лет, причем, живет успешно — имеет свой сайт в интернете и гордится теплым складом. «Нам есть что в нем хранить, - делится Алексей. - В этом году мы собрали около 8 тонн мёда».
Тема дня за круглым столом
Во время круглых столов участники форума углубились в тему аграрного образования — обсуждая его проблемы и перспективы развития, говорили о необходимости реформировать все уровни обучения, начиная с дошкольного. Заведующая детским садом села Подвязье Рязанского района Рязанской области Галина Лиманская рассказала, что во вверенном ей учреждении эксперимент по профориентации малышей проходит с 2011 года. Его цель – раскрыть содержание профессий сельских тружеников, познакомить ребят с сельскохозяйственной техникой, рассказать о роли сельского труда в нашей жизни. Весь вопрос в том, как преподнести информацию так, чтобы детям было интересно. В Подвязьевском садике есть не только «живой» уголок, где дети могут познакомиться со всеми сельскохозяйственными животными (они выполнены в виде реалистичных игрушек), но и уголок механизатора, в котором игрушечные тракторы и сеялки совсем как настоящие. Есть там и мини-поле, где малыши изучают семена, готовят их к посеву, сеют и выращивают. «Вы бы видели глаза детей, когда они погружали руки в теплую пшеницу и понимали, что она будет кормить людей», - рассказала Галина Петровна.
Но если подобные специализированные детские садики в нашей стране пока можно сосчитать по пальцам, то в школах с ребятами проводят профориентационную работу намного чаще. Особенно актуально это для старших школьников, которые уже задумываются о выборе профессии. Практика ученических производственных бригад дает очень хорошие плоды, рассказал один из докладчиков – руководитель УПБ «Колос Надежды» средней общеобразовательной Ивановской школы Белгородской области Василий Ченцов. В этой школе есть кружки кролиководов и пчеловодов, а также своя пасека. По окончании 11 класса все ребята получают сельскохозяйственную специальность по выбору: водитель категории С или механизатор широкого профиля. Занимаются ученики и земледелием, проводя исследования в сотрудничестве с преподавателями Белгородской сельскохозяйственной академии, с которой у школы налажены тесные связи. Многие ребята именно в этот вуз и поступают. Что важно, и процент идущих работать в отрасль среди выпускников этой школы весьма велик: в среднем сегодня в сельском хозяйстве заняты около половины выпускников аграрных вузов, здесь же эта цифра – более 70%.
Не секрет, что для оборудования подобных профориентированных учебных заведений нужны немалые средства. Но не только на их нехватку жалуются руководители учебных заведений, они предлагают и свои пути решения возникающих проблем. К примеру, у многих школ и вузов сельскохозяйственной направленности имеются в собственности земельные угодья, на которых силами учеников и студентов выращивается зерно, другие культуры. Вот только дотаций на покупку семян учебные заведения не получают. Хотя могли бы – если законодательно получат статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, что сегодня для образовательных учреждений невозможно. А тем временем, к примеру, у Ставропольского ГАУ более 11 гектаров земли сельхозназначения, и это не единичный пример. Выступающие попросили оргкомитет внести данный пункт в резолюцию форума, что и было сделано.
Еще об одной проблеме говорил статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков – о постоянном, из года в год, снижении количества бюджетных мест по так называемым непрофильным специальностям в сельскохозяйственных вузах. Речь идет о направлениях аграрной экономики и политики, аграрного права. А ведь сельское хозяйство должны поднимать специалисты, которые понимают, что происходит в отрасли и досконально знают её специфику, обучиться которой можно только в специализированном вузе. «Удельный вес этих специальностей должен увеличиваться, и мы будем продолжать на эту тему дискуссии с Минобрнауки», - подвёл итог замминистра.
На круглом столе «Новые формы интеграции образования, науки и производства в АПК» выступили наши коллеги из Венгрии, не только рассказав о своем опыте российским аграриям, но и пригласив на стажировку в свою страну.
Однако говоря о новых формах интеграции, нельзя не упомянуть и о старом проверенном – встрече работодателя и вчерашнего студента. Где она может произойти? В условиях сегодняшнего кадрового голода в сельском хозяйстве работодателю зачастую такой встречи не приходится ждать – её нужно искать. И подобные тематические форумы – вполне подходящее место, потому как объединяют действительно заинтересованных людей. В рамках круглого стола ребята получили предложение от подмосковного работодателя – одного из крупнейших кролиководческих хозяйств нашей страны «Лелечи», которое в связи с расширением производства остро нуждается в молодых кадрах.
Участники круглого стола «Современные цифровые технологии в агропромышленном комплексе» пришли к выводу о необходимости увеличивать в вузах и ссузах количество часов и дисциплин, связанных с развитием компьютеризации сельского хозяйства. В настоящее время вчерашние студенты вынуждены практически весь объем знаний в этой области получать, уже приходя на предприятие и начав работать. А также, решили участники, сегодня уже назрела необходимость организации отдельного мероприятия по этой тематике.
Подвело итог работы круглых столов второе пленарное заседание, где были озвучены предложения в резолюцию форума. Свое отражение в обращении к органам государственной власти нашли такие важные моменты как закрепление проведения качественного практического обучения учащихся аграрных учебных заведений за предприятиями агропромышленного комплекса, пользующимися государственной поддержкой; привлечение к проведению занятий для школьников и студентов действующих практиков; проведение выездных семинарных занятий на предприятиях АПК региона и за его пределами; распространение положительного профориентационного опыта из других регионов; корректировка образовательных программ аграрных учебных заведений с учетом прогнозирования потребностей в специалистах под спрос работодателей и многое другое вплоть до более активной популяризации сельских профессий и образа жизни через СМИ.
Сельская молодежь в «Молодежной»
Но большая часть форума прошла вдали от ВВЦ — в гостинице «Молодежная», где активисты РССМ из разных регионов рассказали друг другу о реализации собственных проектов, а также получили возможность посетить практические занятия, которые помогут строить более успешную работу в регионах.
«Нам очень важно собираться периодически на подобных форумах. И не только для обмена опытом по уже ведущимся делам и проектам. Мы все тем или иным образом относимся к системе сельскохозяйственного образования – кто-то еще учится, кто-то работает в вузе. Поэтому вся услышанная на форуме информация будет доведена до руководства и преподавателей вузов, - делится мнением председатель Ставропольского регионального отделения РССМ Игорь Деведёркин. - Также хотелось бы сказать, что очень важно поприсутствовать в той атмосфере, которая складывается на подобных форумах, каждому члену РССМ. Она заряжает положительной энергией, дает возможность ощутить поддержку коллег и в очередной раз убедиться, что ты делаешь нужное дело. Поэтому я планирую по очереди отправлять на подобные встречи весь актив своего отделения».
Участие в программе мероприятия принимали и жители до сих пор не охваченных проектами РССМ субъектов РФ. К примеру, директор одной из школ-интернатов Ямало-Ненецкого автономного округа, отметивший, что впервые слышит о проектах Союза, потому как округ своего регионального отделения пока не имеет. Однако заинтересованность представителя Ямало-Ненецкого округа в работе организации оставляет надежду, что в скором будущем у РССМ может появиться еще одно региональное отделение – в помощь жителям ямальских сел.
На встрече с экспертами обсуждались вопросы развития студенческих спортивных клубов и центров волонтерства. Сопредседатель Ассоциации студенческих спортивных клубов Анна Медведева рассказала о той помощи, которую Ассоциация может предложить студентам – с организацией турниров, секций, соревнований. Перед участниками форума также выступили советник руководителя департамента по молодежной политике управления внутренней политики в Администрации Президента РФ Игорь Михеев и представитель Ассоциации волонтерских центров Владимир Менников. Ассоциация на сегодняшний день объединяет более 10 волонтерских центров, половина из них – на базе вузов. Желающим создать аналогичный центр в своем вузе была предложена помощь, а также обмен опытом и участие в совместных проектах.
Мастер-класс «От истории к успеху» от психолога Елены Раймовой помог участникам форума заглянуть в себя. А это порой бывает не менее важно, чем концентрация на решении ежедневных насущных проблем. Точнее, это необходимо, потому что качество решения этих проблем напрямую зависит от того, кто ты есть, как воспринимаешь себя сам и умеешь подать людям. В своем трехчасовом мастер-классе Елена приоткрыла некоторые секреты успешного выступления на публике, ведь без публичности активисту любой общественной организации - никуда, и РССМ не является исключением.
Еще один мастер-класс, на этот раз напрямую касающийся деятельности региональных отделений Союза в заключительный день форума, провел председатель ЦКК Российского союза молодежи Игорь Фатов. Значение темы его лекции «Правовые аспекты в работе общественной организации» трудно переоценить. Как оформить документы для участия в гранте, как внести изменения в устав организации, как отчитаться перед грантодателем после завершения проекта – с этими вопросами каждый руководитель регионального отделения сталкивается постоянно. Игорь Сергеевич выступает перед активом РССМ не впервые, но каждый раз помогает разобраться во вновь возникающих нюансах правовой работы и повысить уровень юридической грамотности руководителей отделений.
Завершился Форум расширенным заседанием Центрального совета РССМ, на котором были подведены итоги работы за прошедший год, а лучшие по итогам года отделения были награждены благодарностями и дипломами.
Форум закончился, однако не за горами и следующее всероссийское мероприятие, на которое всех участников пригласил руководитель Ульяновского отделения РССМ Рамиль Покров – именно в этом регионе пройдет фестиваль культур под лозунгом «Верим в село! Гордимся Россией!» уже в ноябре.
Пресс-служба РСС
Всероссийский молодежный форум назвали «Формула аграрного образования», которую участники старались вывести в течение трех рабочих дней, прибегая к разнообразным формам построения общения на самые актуальные темы — молодые люди со всей страны принимали участие в пленарных заседаниях с участием экспертов и вип-гостей, круглых столах, мастер-классах и открытых дискуссиях.
В обращении к участникам форума министр сельского хозяйства страны Николай Федоров отметил: «Образование через всю жизнь - это необходимость, продиктованная стремительно меняющимся временем ... Ваше неравнодушие к судьбе российского села – это серьезная созидательная сила, ступень, ведущая к новым высотам». Подтверждая важность выбранной темы, свои приветствия в адрес мероприятия также направили руководство Минобранауки России и комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам.
«Накопилось много вопросов по теме подготовки как рабочих кадров, так и квалифицированных специалистов для предприятий АПК, - анонсировала форум председатель Центрального совета РССМ Юлия Оглоблина. - Мы рады всем и надеемся, что каждый извлечет полезный опыт от участия в форуме».
Участники форума высказали так много интересных предложений по затронутой теме, что для их систематизации и внесения в резолюцию, которая будет направлена в органы государственной власти, потребовалась почти неделя — впервые второе пленарное заседание, где обычно подводят краткий итог работы, продлилось около двух часов — статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков отвечал на все вопросы собравшихся. «Очень важно, что мы, представители регионов, имели возможность вносить свои предложения, - отметил приехавший на форум председатель Дагестанского регионального отделения РССМ Камиль Саидов. - Моё предложение касалось активизации работы студуправлений в аграрных вузах, потому что далеко не во всех вузах эта работа ведется достаточно активно».
«Очень важно отметить для ректоров вузов, что они должны своих специалистов готовить именно с учетом современных тенденций, - отметила руководящая РССМ в Красноярском крае Наталья Шадрина. - Например, у нас открылся суперсовременный свинокомплекс, не имеющий аналогов в нашей стране. Так вот одного специалиста для того, чтобы возглавить данное предприятие, нашли в Белгородской области, а другого – в Ленинградской, потому что в нашем крае подготовленных людей не оказалось, несмотря на то, что вуз у нас достаточно сильный. Поэтому основная наша задача на сегодня – растить грамотных специалистов без отрыва от современных тенденций».
О сельской молодежи как основе кадрового потенциала АПК в своем докладе на первом - открывавшем форум - пленарном заседании говорила и Юлия Оглоблина. Она рассказала о важности привлечения для работы в сельскую местность уроженцев этих территорий: «Те молодые люди, которые выросли вдали от города и с детства приучались работать на земле, знают как вырастить урожай или ухаживать за домашними сельскохозяйственными животными. Они, опираясь на собственный опыт, смогут быстрее, нежели городская молодежь, освоить аграрную профессию и в последующим трудоустроиться на предприятие АПК или открыть свое крестьянское (фермерское) хозяйство», - отметила Юлия и далее высказала предложения о том, как повысить интерес сельской молодежи к работе в АПК. Это многокомпонентный процесс, складывающийся из трудового воспитания, профориентационной работы и наличия для молодых специалистов-аграриев преференций от государства. «Необходимо плотное взаимодействие сельской школы, среднего специального и высшего профессионального аграрных учебных заведений, работодателей агропромышленных предприятий и органов управления образованием и АПК субъектов Российской Федерации», - уверена председатель РССМ.
Приятное — полезным
Также во время пленарного заседания поощрили ребят-аграриев, успех освоения которыми аграрных наук бесспорен — все они победители всероссийских конкурсов.
Так, дипломы получили лучшие в «БайСтади»-2014. Будущим агрономам вручили призы и дипломы, теперь в течение всего учебного года ребята будут получать ежемесячную стипендию от ЗАО «Байер» в размере 3000 рублей.
Заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг» Наталья Зудина вручила ноутбук аспирантке Вологодской ГМХА Анне Чекалевой за признанную лучшей разработку из базы инноваций РССМ - в результате исследований Анны получен кисломолочный продукт, выработанный на основе нанофильтрационного концентрата пахты — вкусный, низкокалорийный, с высоким содержанием белка. Кроме того, себестоимость продукта не высока за счет снижения затрат на сырье, так как пахта — это побочный продукт при выработке сливочного масла, наиболее ценными компонентами которой являются белки молока и биологически активные вещества - фосфолипиды.
Заслуженные награды нашли юных победителей конкурса «Организация высокотехнологического сельскохозяйственного производства и рационального землепользования в ученических производственных бригадах».
Из рук Александра Петрикова грамоты получили молодые фермеры — впервые за историю всероссийского молодежного форума в рамках «Золотой осени» ребята приехали не только получить знания, но и представить свою продукцию на выставке-ярмарке — 7 человек из четырех регионов — Московской, Ульяновской, Рязанской областей и Республики Мордовия. Помощник фермера Николая Фионина из Рязанской области Алексей рассказал, что пчеловодство для коллеги — дело семейное, доставшееся по наследству от отца, но сейчас пасека живет исключительно силами молодежи — Николая и четырех помощников — молодых людей не старше 30 лет, причем, живет успешно — имеет свой сайт в интернете и гордится теплым складом. «Нам есть что в нем хранить, - делится Алексей. - В этом году мы собрали около 8 тонн мёда».
Тема дня за круглым столом
Во время круглых столов участники форума углубились в тему аграрного образования — обсуждая его проблемы и перспективы развития, говорили о необходимости реформировать все уровни обучения, начиная с дошкольного. Заведующая детским садом села Подвязье Рязанского района Рязанской области Галина Лиманская рассказала, что во вверенном ей учреждении эксперимент по профориентации малышей проходит с 2011 года. Его цель – раскрыть содержание профессий сельских тружеников, познакомить ребят с сельскохозяйственной техникой, рассказать о роли сельского труда в нашей жизни. Весь вопрос в том, как преподнести информацию так, чтобы детям было интересно. В Подвязьевском садике есть не только «живой» уголок, где дети могут познакомиться со всеми сельскохозяйственными животными (они выполнены в виде реалистичных игрушек), но и уголок механизатора, в котором игрушечные тракторы и сеялки совсем как настоящие. Есть там и мини-поле, где малыши изучают семена, готовят их к посеву, сеют и выращивают. «Вы бы видели глаза детей, когда они погружали руки в теплую пшеницу и понимали, что она будет кормить людей», - рассказала Галина Петровна.
Но если подобные специализированные детские садики в нашей стране пока можно сосчитать по пальцам, то в школах с ребятами проводят профориентационную работу намного чаще. Особенно актуально это для старших школьников, которые уже задумываются о выборе профессии. Практика ученических производственных бригад дает очень хорошие плоды, рассказал один из докладчиков – руководитель УПБ «Колос Надежды» средней общеобразовательной Ивановской школы Белгородской области Василий Ченцов. В этой школе есть кружки кролиководов и пчеловодов, а также своя пасека. По окончании 11 класса все ребята получают сельскохозяйственную специальность по выбору: водитель категории С или механизатор широкого профиля. Занимаются ученики и земледелием, проводя исследования в сотрудничестве с преподавателями Белгородской сельскохозяйственной академии, с которой у школы налажены тесные связи. Многие ребята именно в этот вуз и поступают. Что важно, и процент идущих работать в отрасль среди выпускников этой школы весьма велик: в среднем сегодня в сельском хозяйстве заняты около половины выпускников аграрных вузов, здесь же эта цифра – более 70%.
Не секрет, что для оборудования подобных профориентированных учебных заведений нужны немалые средства. Но не только на их нехватку жалуются руководители учебных заведений, они предлагают и свои пути решения возникающих проблем. К примеру, у многих школ и вузов сельскохозяйственной направленности имеются в собственности земельные угодья, на которых силами учеников и студентов выращивается зерно, другие культуры. Вот только дотаций на покупку семян учебные заведения не получают. Хотя могли бы – если законодательно получат статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, что сегодня для образовательных учреждений невозможно. А тем временем, к примеру, у Ставропольского ГАУ более 11 гектаров земли сельхозназначения, и это не единичный пример. Выступающие попросили оргкомитет внести данный пункт в резолюцию форума, что и было сделано.
Еще об одной проблеме говорил статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков – о постоянном, из года в год, снижении количества бюджетных мест по так называемым непрофильным специальностям в сельскохозяйственных вузах. Речь идет о направлениях аграрной экономики и политики, аграрного права. А ведь сельское хозяйство должны поднимать специалисты, которые понимают, что происходит в отрасли и досконально знают её специфику, обучиться которой можно только в специализированном вузе. «Удельный вес этих специальностей должен увеличиваться, и мы будем продолжать на эту тему дискуссии с Минобрнауки», - подвёл итог замминистра.
На круглом столе «Новые формы интеграции образования, науки и производства в АПК» выступили наши коллеги из Венгрии, не только рассказав о своем опыте российским аграриям, но и пригласив на стажировку в свою страну.
Однако говоря о новых формах интеграции, нельзя не упомянуть и о старом проверенном – встрече работодателя и вчерашнего студента. Где она может произойти? В условиях сегодняшнего кадрового голода в сельском хозяйстве работодателю зачастую такой встречи не приходится ждать – её нужно искать. И подобные тематические форумы – вполне подходящее место, потому как объединяют действительно заинтересованных людей. В рамках круглого стола ребята получили предложение от подмосковного работодателя – одного из крупнейших кролиководческих хозяйств нашей страны «Лелечи», которое в связи с расширением производства остро нуждается в молодых кадрах.
Участники круглого стола «Современные цифровые технологии в агропромышленном комплексе» пришли к выводу о необходимости увеличивать в вузах и ссузах количество часов и дисциплин, связанных с развитием компьютеризации сельского хозяйства. В настоящее время вчерашние студенты вынуждены практически весь объем знаний в этой области получать, уже приходя на предприятие и начав работать. А также, решили участники, сегодня уже назрела необходимость организации отдельного мероприятия по этой тематике.
Подвело итог работы круглых столов второе пленарное заседание, где были озвучены предложения в резолюцию форума. Свое отражение в обращении к органам государственной власти нашли такие важные моменты как закрепление проведения качественного практического обучения учащихся аграрных учебных заведений за предприятиями агропромышленного комплекса, пользующимися государственной поддержкой; привлечение к проведению занятий для школьников и студентов действующих практиков; проведение выездных семинарных занятий на предприятиях АПК региона и за его пределами; распространение положительного профориентационного опыта из других регионов; корректировка образовательных программ аграрных учебных заведений с учетом прогнозирования потребностей в специалистах под спрос работодателей и многое другое вплоть до более активной популяризации сельских профессий и образа жизни через СМИ.
Сельская молодежь в «Молодежной»
Но большая часть форума прошла вдали от ВВЦ — в гостинице «Молодежная», где активисты РССМ из разных регионов рассказали друг другу о реализации собственных проектов, а также получили возможность посетить практические занятия, которые помогут строить более успешную работу в регионах.
«Нам очень важно собираться периодически на подобных форумах. И не только для обмена опытом по уже ведущимся делам и проектам. Мы все тем или иным образом относимся к системе сельскохозяйственного образования – кто-то еще учится, кто-то работает в вузе. Поэтому вся услышанная на форуме информация будет доведена до руководства и преподавателей вузов, - делится мнением председатель Ставропольского регионального отделения РССМ Игорь Деведёркин. - Также хотелось бы сказать, что очень важно поприсутствовать в той атмосфере, которая складывается на подобных форумах, каждому члену РССМ. Она заряжает положительной энергией, дает возможность ощутить поддержку коллег и в очередной раз убедиться, что ты делаешь нужное дело. Поэтому я планирую по очереди отправлять на подобные встречи весь актив своего отделения».
Участие в программе мероприятия принимали и жители до сих пор не охваченных проектами РССМ субъектов РФ. К примеру, директор одной из школ-интернатов Ямало-Ненецкого автономного округа, отметивший, что впервые слышит о проектах Союза, потому как округ своего регионального отделения пока не имеет. Однако заинтересованность представителя Ямало-Ненецкого округа в работе организации оставляет надежду, что в скором будущем у РССМ может появиться еще одно региональное отделение – в помощь жителям ямальских сел.
На встрече с экспертами обсуждались вопросы развития студенческих спортивных клубов и центров волонтерства. Сопредседатель Ассоциации студенческих спортивных клубов Анна Медведева рассказала о той помощи, которую Ассоциация может предложить студентам – с организацией турниров, секций, соревнований. Перед участниками форума также выступили советник руководителя департамента по молодежной политике управления внутренней политики в Администрации Президента РФ Игорь Михеев и представитель Ассоциации волонтерских центров Владимир Менников. Ассоциация на сегодняшний день объединяет более 10 волонтерских центров, половина из них – на базе вузов. Желающим создать аналогичный центр в своем вузе была предложена помощь, а также обмен опытом и участие в совместных проектах.
Мастер-класс «От истории к успеху» от психолога Елены Раймовой помог участникам форума заглянуть в себя. А это порой бывает не менее важно, чем концентрация на решении ежедневных насущных проблем. Точнее, это необходимо, потому что качество решения этих проблем напрямую зависит от того, кто ты есть, как воспринимаешь себя сам и умеешь подать людям. В своем трехчасовом мастер-классе Елена приоткрыла некоторые секреты успешного выступления на публике, ведь без публичности активисту любой общественной организации - никуда, и РССМ не является исключением.
Еще один мастер-класс, на этот раз напрямую касающийся деятельности региональных отделений Союза в заключительный день форума, провел председатель ЦКК Российского союза молодежи Игорь Фатов. Значение темы его лекции «Правовые аспекты в работе общественной организации» трудно переоценить. Как оформить документы для участия в гранте, как внести изменения в устав организации, как отчитаться перед грантодателем после завершения проекта – с этими вопросами каждый руководитель регионального отделения сталкивается постоянно. Игорь Сергеевич выступает перед активом РССМ не впервые, но каждый раз помогает разобраться во вновь возникающих нюансах правовой работы и повысить уровень юридической грамотности руководителей отделений.
Завершился Форум расширенным заседанием Центрального совета РССМ, на котором были подведены итоги работы за прошедший год, а лучшие по итогам года отделения были награждены благодарностями и дипломами.
Форум закончился, однако не за горами и следующее всероссийское мероприятие, на которое всех участников пригласил руководитель Ульяновского отделения РССМ Рамиль Покров – именно в этом регионе пройдет фестиваль культур под лозунгом «Верим в село! Гордимся Россией!» уже в ноябре.
Пресс-служба РСС