Борьба конкурентов продолжается: «Вимм-билль-данн» или Danone?
29 декабря определится победитель конкурса, который следующие 3 года год будет поставлять в столичные раздаточные пункты детское питание и молочную продукцию. С 2002 года в торгах принимает участие только ОАО «Вимм-Билль-Данн», входящее в состав PepsiCo. Традиционно на государственный заказ также претендует «Группа компаний Danone в России». Текущий год не стал исключением в продолжающейся борьбе конкурентов.
Компания «Вимм-Билль-Данн» выпускает соки, пюре и сухие молочные смеси под маркой «Агуша». Французский производитель Danone представляет в России бренды «Тёма», «Растишка» и «Смешарики», а дочерняя компания предприятия Nutricia – продукцию Nutrilon, «Малютка» и «Малыш».
С чего все начиналось
Именно Nutricia еще в декабре 2010 года впервые попыталась добиться права на поставку детского питания в раздаточные пункты Москвы. Однако компания оказалась не допущена к аукциону в связи с тем, что заказчик усмотрел несоответствие продукции требованиям по упаковке и физико-химическим характеристикам. Спустя полгода Nutricia выступила с судебным иском и требованием аннулировать контракты, подписанные с "Вимм-Билль-Данн". По мнению компании, условия торгов отвечали спецификации единственной торговой марки – «Агуша». Разбирательства в итоге завершились в пользу "Вимм-Билль-Данн".
Вслед за судом Nutricia и молочный производитель ООО «ЮниМилк», также входящий в структуру Danone, подали жалобу в ФАС России. Суть претензии состояла в том, что условия аукциона были заужены в соответствии с действующим законодательством. Например, требования технического задания устанавливали, что обогащенное витаминами молоко должно содержать витамин С в диапазоне от 5 до 7% от суточной потребности. Тогда как в соответствии с едиными санитарно-эпидемиологическими нормами этот показатель колеблется в диапазоне от 5 до 15%. В Danone посчитали, что это и другие похожие разногласия создают препятствия для производителей детского питания, намеренных участвовать в торгах. Обращение оказалось не удовлетворено.
Не лотом единым
В 2012 году «ЮниМилк» повторно подал жалобу в ФАС. На этот раз речь шла о нарушении антимонопольного законодательства. Компания обратила внимание службы на то, что в ходе торгов лот был укрупнен и объединил шесть разных наименований детских молочных продуктов.
К делу были подключены ОАО «Брянский гормолзавод», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «АЛЕВ», ООО «Нутриция», ООО «Эбботт Лэбораториз», ООО «Нестле Россия». Производители сообщили, что не могут поставить всю продукцию одним лотом. Некоторые эквиваленты продуктов не соответствуют характеристикам технического задания по составу, упаковке, срокам годности и доставки, другие – и вовсе не производятся.
Таким образом выходило, что крупнейшие поставщики молочной продукции для детей, за исключением "Вимм-Билль-Данн", не могут принять участие в аукционе и побороться за государственный контракт ценою свыше 2-х млрд рублей.
Спустя год разбирательств ФАС признала Департамент города Москвы по конкурентной политике и Дирекцию по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения ЮЗАО города Москвы нарушившими Закон о защите конкуренции (в части 2 статьи 17). В результате лоты были распределены более равномерно, чтобы дать возможность конкурировать различным поставщикам.
Опять власть меняется
В 2013 году Департамент здравоохранения города Москвы, который до этого проводил тендер, делегировал эту обязанность своей подведомственной организации ГУП "Столичные аптеки".
Смена юридического лица, ответственного за торги, снова повлекла участие ФАС. Служба возбудила дело в отношении обоих фигурантов по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».
На своем сайте ФАС (http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=32584) разъяснила: здравоохранение и социальная защита жителей города – вопросы, решение которых осуществляется в рамках полномочий столичной администрации. Так как поставки детского молочного питания в пункты Москвы это государственная нужда, то и контролироваться они должны Федеральным законом «О размещении заказов» (94-ФЗ).
В свою очередь ГУП "Столичные аптеки", руководствуясь поручением Департамента здравоохранения Москвы, действовало в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Размещение заказа согласно 223-ФЗ регламентируется положением о закупках, а значит, позволяет уклониться от строгих требований государственных закупок, осуществляемых по 94-ФЗ.
Победу в торгах, проведенных ГУП "Столичные аптеки", одержала компания "Вимм-Билль-Данн". Цена контракта составила 1,95 млн рублей.
Бренд против бренда
Конкуренция производителей затронула и область самих торговых знаков. Бренд «Растишка» от Danone в 2011 году спровоцировал обращение “Вимм-Биль-Данн» в ФАС. По мнению компании, реклама продукта не содержала значительной части сведений, говорящих о назначении и потребительских свойства товара. ФАС обязала Danone снабдить ролик разъясняющими титрами, в результате чего в видео добавили указание, что «продукт предназначен для детей дошкольного и школьного возраста».
Бренд «Агуша» от “Вимм-Биль-Данн», по оценке компании, на период августа 2014 года был лидером продаж детского питания. Такая ситуация не устраивает Danone.
Производитель озвучил готовность поставлять товары своей марки «Тёма» по цене ниже, чем «Агуша», что позволит Москве снизить расходы на закупки детского питания до 335 млн. рублей.
В 2016 году эта сумма составила более 1,7 млрд. рублей. Поставки вплоть до конца марта 2017 года осуществляет «Вимм-Билль-Данн». В следующие три года столица намерена закупить детского питания и молочных продуктов на сумму более 16,5 млрд рублей. Прием заявок на участие в конкурсе закончится 29 декабря
Компания «Вимм-Билль-Данн» выпускает соки, пюре и сухие молочные смеси под маркой «Агуша». Французский производитель Danone представляет в России бренды «Тёма», «Растишка» и «Смешарики», а дочерняя компания предприятия Nutricia – продукцию Nutrilon, «Малютка» и «Малыш».
С чего все начиналось
Именно Nutricia еще в декабре 2010 года впервые попыталась добиться права на поставку детского питания в раздаточные пункты Москвы. Однако компания оказалась не допущена к аукциону в связи с тем, что заказчик усмотрел несоответствие продукции требованиям по упаковке и физико-химическим характеристикам. Спустя полгода Nutricia выступила с судебным иском и требованием аннулировать контракты, подписанные с "Вимм-Билль-Данн". По мнению компании, условия торгов отвечали спецификации единственной торговой марки – «Агуша». Разбирательства в итоге завершились в пользу "Вимм-Билль-Данн".
Вслед за судом Nutricia и молочный производитель ООО «ЮниМилк», также входящий в структуру Danone, подали жалобу в ФАС России. Суть претензии состояла в том, что условия аукциона были заужены в соответствии с действующим законодательством. Например, требования технического задания устанавливали, что обогащенное витаминами молоко должно содержать витамин С в диапазоне от 5 до 7% от суточной потребности. Тогда как в соответствии с едиными санитарно-эпидемиологическими нормами этот показатель колеблется в диапазоне от 5 до 15%. В Danone посчитали, что это и другие похожие разногласия создают препятствия для производителей детского питания, намеренных участвовать в торгах. Обращение оказалось не удовлетворено.
Не лотом единым
В 2012 году «ЮниМилк» повторно подал жалобу в ФАС. На этот раз речь шла о нарушении антимонопольного законодательства. Компания обратила внимание службы на то, что в ходе торгов лот был укрупнен и объединил шесть разных наименований детских молочных продуктов.
К делу были подключены ОАО «Брянский гормолзавод», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «АЛЕВ», ООО «Нутриция», ООО «Эбботт Лэбораториз», ООО «Нестле Россия». Производители сообщили, что не могут поставить всю продукцию одним лотом. Некоторые эквиваленты продуктов не соответствуют характеристикам технического задания по составу, упаковке, срокам годности и доставки, другие – и вовсе не производятся.
Таким образом выходило, что крупнейшие поставщики молочной продукции для детей, за исключением "Вимм-Билль-Данн", не могут принять участие в аукционе и побороться за государственный контракт ценою свыше 2-х млрд рублей.
Спустя год разбирательств ФАС признала Департамент города Москвы по конкурентной политике и Дирекцию по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения ЮЗАО города Москвы нарушившими Закон о защите конкуренции (в части 2 статьи 17). В результате лоты были распределены более равномерно, чтобы дать возможность конкурировать различным поставщикам.
Опять власть меняется
В 2013 году Департамент здравоохранения города Москвы, который до этого проводил тендер, делегировал эту обязанность своей подведомственной организации ГУП "Столичные аптеки".
Смена юридического лица, ответственного за торги, снова повлекла участие ФАС. Служба возбудила дело в отношении обоих фигурантов по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».
На своем сайте ФАС (http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=32584) разъяснила: здравоохранение и социальная защита жителей города – вопросы, решение которых осуществляется в рамках полномочий столичной администрации. Так как поставки детского молочного питания в пункты Москвы это государственная нужда, то и контролироваться они должны Федеральным законом «О размещении заказов» (94-ФЗ).
В свою очередь ГУП "Столичные аптеки", руководствуясь поручением Департамента здравоохранения Москвы, действовало в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Размещение заказа согласно 223-ФЗ регламентируется положением о закупках, а значит, позволяет уклониться от строгих требований государственных закупок, осуществляемых по 94-ФЗ.
Победу в торгах, проведенных ГУП "Столичные аптеки", одержала компания "Вимм-Билль-Данн". Цена контракта составила 1,95 млн рублей.
Бренд против бренда
Конкуренция производителей затронула и область самих торговых знаков. Бренд «Растишка» от Danone в 2011 году спровоцировал обращение “Вимм-Биль-Данн» в ФАС. По мнению компании, реклама продукта не содержала значительной части сведений, говорящих о назначении и потребительских свойства товара. ФАС обязала Danone снабдить ролик разъясняющими титрами, в результате чего в видео добавили указание, что «продукт предназначен для детей дошкольного и школьного возраста».
Бренд «Агуша» от “Вимм-Биль-Данн», по оценке компании, на период августа 2014 года был лидером продаж детского питания. Такая ситуация не устраивает Danone.
Производитель озвучил готовность поставлять товары своей марки «Тёма» по цене ниже, чем «Агуша», что позволит Москве снизить расходы на закупки детского питания до 335 млн. рублей.
В 2016 году эта сумма составила более 1,7 млрд. рублей. Поставки вплоть до конца марта 2017 года осуществляет «Вимм-Билль-Данн». В следующие три года столица намерена закупить детского питания и молочных продуктов на сумму более 16,5 млрд рублей. Прием заявок на участие в конкурсе закончится 29 декабря