В России есть спрос на нишевые яйца
По данным Росстата, средние розничные цены на куриные яйца в РФ с начала года к 12 августа снизились на 19%. При этом в России есть спрос также на нишевые яйца: перепелиные, индюшиные, яйца цесарок и др., несмотря на то, что они стоят дороже.
Производство товарных нишевых яиц в целом находится в балансе — спрос соответствует предложению, оценивает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. «Хотя несколько растет популярность перепелиного яйца. <...> Мы завозим его из Беларуси — доля этой страны на нашем рынке перепелиного яйца составляет 10-15%. Кроме того, этот вид яйца появляется в крупных супермаркетах и даже продается под собственной торговой маркой сетей, а значит, спрос на него есть. Интерес к данному продукту был всегда, но в целом спрос на него растет пропорционально увеличению покупательной способности населения», — считает Давлеев.
Перепелиные яйца ассоциируются у потребителя со здоровым образом жизни, несмотря на то что их пищевая ценность примерно такая же, как у куриных, но поскольку перепелка — птица более дикая, в них несколько больше некоторых микроэлементов. «Да и упаковка перепелиного яйца довольно удобна — она небольшая», — добавляет глава Agrifood Strategies.
Что касается других видов яиц — например, цесарки и индейки — их производится гораздо меньше. «Индейка за свою жизнь несет не больше ста яиц, в то время как курица — около 300. Идеек-несушек, по большому счету, не существует, — рассказывает Давлеев. — Как правило, у индейки берут инкубационное яйцо». По словам эксперта, есть отдельные фермеры, которые продают такие яйца.
Яйца цесарки более популярны, чем индюшиные. Например, в Подмосковье в селе Медынь была ферма, которая выращивала эту птицу на мясо и также поставляла яйца в «Азбуку вкуса» и другие торговые сети премиум-сегмента, продолжает эксперт. В целом же предложение яйца цесарки у нас тоже ограничено, уточняет он. «Дело в том, что цесарка не очень популярна в России, несмотря на то, что она не сильно отличается от курицы и по содержанию, и по размеру, и по кормлению, — объясняет он. — Но экономически, например, упомянутый цесариный проект оказался неоправданным, был выставлен на продажу, после чего яйцо цесарки исчезло из некоторых магазинов Москвы».
Нишевой продукт, который предлагается в ограниченном количестве, лучше продавать через прямые поставки от фермеров потребителю либо через фермерские маркетплейсы, считает глава Agrifood Strategies.
В магазинах, правда редко, можно встретить и гусиные яйца, добавляет эксперт. «Но в основном производство этой птицы у нас сконцентрировано в Башкирии, — говорит он. — К тому же яиц гуси дают даже меньше, чем индейка — до 30 штук в год».
В пресс-службе «Азбуки вкуса» «Агроинвестору» сказали, что нишевые яйца востребованы потребителями. В сети продают не только перепелиное и индюшиное яйцо, но и, например, яйца цесарки. «В основном нишевое яйцо производят КФХ, но по перепелиному есть некоторое количество крупных производителей», — уточняет представитель пресс-службы компании. Также в торговой сети отмечают развитие производства различных продуктов переработки нишевых яиц, преимущественно перепелиных: есть вареные очищенные или копченые. «Наши покупатели понимают ценность таких продуктов и добавляют их в свои продуктовые корзины», — говорит представитель сети.
Стоит отметить, что в целом в России, по данным Росстата, за первое полугодие 2024 года произведено 22,8 млрд яиц в хозяйствах всех категорий. Почти 13% от общего объема выпустили в Ленинградской области, таким образом регион стал лидером среди субъектов РФ. По итогам полугодия регион увеличил производство яиц до 1,77 млрд шт., это почти на 5% больше, чем за такой же период 2023-го.
Ярославская область по-прежнему находится на второй строчке с объемом выпуска 1,07 млрд шт. за полугодие. Ростовская и Челябинская области заняли в рейтинге третью и четвертую строчки соответственно. Эти два региона не сбавляют темпы производства яиц. В первом полугодии объемы производства там выросли еще на 4,8 и 4,3%, до 838,2 млн шт. и 834,2 млн шт. соответственно.
На пятом месте рейтинга произошли изменения. Татарстан, который в прошлом году занимал эту строчку, опустился на одну позицию. Несмотря на рост производства яиц в регионе на 0,3%, этих темпов оказалось недостаточно для сохранения результата в рейтинге. Свердловская область вытеснила Татарстан из пятерки лидеров. По итогам первого полугодия в Свердловской области произвели 812,4 млн яиц, в Татарстане — 795,6 млн шт.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru и vetandlife.ru
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь