ЦБ РФ / 13.12.2019
Доллар (USD): 62,5544 руб.Евро (EUR): 69,8608 руб. Золото: 2997,7 руб. Серебро: 33,87 руб. Платина: 1910,79 руб. Палладий: 3917,11 руб.
СБ-Агро
Место для Вашей рекламы
Интерагромаш
ГлавнаяНовости рынкаРастениеводствоСибирь и Россия – перспективный рынок органического производства ...

Сибирь и Россия – перспективный рынок органического производства

В рамках IV Новосибирского агропродовольственного форума и международной промышленной выставки «Сибирская аграрная неделя» прошел круглый стол «Перспективы развития органического сельского хозяйства в регионах СФО». Участники дискуссии, представители хозяйств-производителей, ритейла, образовательной сферы, эксперты сектора обсудили перспективы развития органического производства в стране и в Сибирском округе.
Сибирь и Россия – перспективный рынок органического производства

С 1 января 2020 года вступает в силу закон об органическом производстве, напомнил участникам дискуссии Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. «Все пытаются понять, как это будет влиять на рынок и что вообще ждет Россию с точки зрения развития органического сельского хозяйства, - рассказал Олег Мироненко. – Торговые сети тревожились, не уйдет ли органический товар с полок магазинов. Это говорит о том, что покупатель пошел за органикой, что рынок развивается, а сети считают этот сегмент значимым. Сегодня сегмент «органика» один из быстро развивающихся.  За  промежуток, с 2000 по 2018 год, мы достигли объема рынка в 100 млн евро. Рынок будет расти, по оценкам немецких специалистов, он возрастет на 85 млрд евро к 2025 году, в США считают, что рост составит 130 млрд евро к 2025 году, причем рынок потребления растет быстрее, чем рынок производства. Кто произведет эти 130 млрд? Сейчас страны, которые являются основными потребителями органики, не способны произвести для себя эту органическую продукцию. Европейцы готовы произвести для себя 25-30 процентов рынка органики, остальное будет завозиться. Для производства органики нужны чистая вода, чистая земля и чистый воздух. Казалось бы, этим обладают Африка и Латинская Америка . Но там нет технологий. Вот почему многие страны внимательно смотрят на Россию, Украину, Казахстан и Беларусь, потому что тут есть и условия, и инновации производства. Но пока большинство стран готовы покупать у нас только сырье, а не продукты глубокой переработки».

В мировой органике сейчас используется 70 млн гектаров земель, из них пахотных земель около 18 млн гектаров, напомнил Олег Мироненко. В  России 34 млн га необрабатываемых земель,  из них 12 млн гектаров можно быстро ввести в органику.

Олег Мироненко рассказал и о проблемах отрасли. В частности, одна из сложностей – малое количество производителей органики в России при большом количестве ресурсов. «У нас в России всего 100 производителей органики. Для сравнения, в Литве на 2,7 млн человек населения  - 2,5 тысяч производителей, в Германии - 24 тысячи производителей. В Сибири простаивает много земель, но пока развитие идет медленно. Это связано и с тем, к сожалению, что и основные потребители находятся в центре». Сибирь также важна и для развития сектора дикоросов: «В Европе сертифицированных земель под дикоросы больше, чем под органическое сельское хозяйство. Надо обратить внимание на дикоросы. В России 1 млрд лесов, неужели мы можем отставать по этому сектору?», - заметил Олег Мироненко.

С принятием закона об органике запускается целый ряд процессов, нужно будет соответствовать стандарту, отметил Олег Мироненко. В России сейчас действует три национальных стандарта – Термины и определения,  Правила производства, переработки и маркировки органической продукции и Правила сертификации, а в следующем году будет запущено еще несколько стандартов, в том числе по дикоросам, по изготовлению биоудобрений и биопрепаратов, начнется также изменение межгосударственного стандарта. Важно также, что в России запускается свой знак органики, который  Национальный органический союз передал Минсельхозу,  и реестр производителей. «Потребитель должен поверить в то, что то, что он видит на полке магазина, действительно органика», - отметил Олег Мироненко. Нужно также запустить программу господдержки, это позволит, в том числе, снизить цену на продукцию.

Ирина Ленивкина, кандидат биологических наук, доцент НГАУ, заметила, что Новосибирская область – это более 1 млн гектаров земель Сибирского Федерального округа, при этом 70 тысяч гектаров - залежные земли, которые не использовались более 20 лет и могли бы использоваться в органике. «В прошлом году Новосибирская область заняла 3е место среди регионов Сибирского федерального округа по производству продукции сельского хозяйства. По историческому опыту именно фермеры – частные предприниматели – использовали органическое земледелие. Количество фермерских хозяйств в Новосибирской области растет с каждым годом, на 2018 год они произвели 8,6 процента от общего количества продукции сельского хозяйства», - рассказала Ирина Ленивкина. Чтобы обеспечить округ органикой, до 40 процентов фермерских хозяйств нужно было бы перевести на органическое производство, но без помощи и субсидий это невозможно, считает Ирина Ленивкина. Среди сложностей спикер отметила отсутствие консультационных центров для производителей, поддержки, страхования, и низкий уровень информированности населения.

Новосибирский университет провел исследование среди потребителей о том, знают ли они органическую продукцию. 40 процентов опрошенных готовы полностью перейти на органический рацион, при этом 50 процентов хотели бы покупать органическую продукцию только российского производства. Участники исследования отметили, что просветительской работы в сфере органического производства не хватает.

Алексей Сальников, председатель Ассоциации фермерских хозяйств НСО, со своей стороны заметил, что фермеры возлагают большие надежды на вступающий в силу закон об органическом производстве: «Надо разделить полностью настоящую органическую продукцию от той, что под нее подстраивается». Алексей Сальников отметил, что фермерам также нужны точки выхода на потребителей, на рынках реализации, поскольку у фермерских хозяйств нет возможностей выходить на крупный ритейл.

Надежда Протасовская, представитель сети «Бахетле» и «Добрянка», рассказала о востребованности органических продуктов в ритейле. «82 процента россиян считают своей личной ценностью здоровье и бодрость. 58 процентов говорят, что следуют правилам здорового образа жизни и выбирают для себя органические продукты, а также био и эко продукты», - привела Надежда Протасовская данные социологических исследований. Потребитель сетей «Бахетле» и «Добрянка» выбирает фермерский и органический продукт, поскольку он свежий и натуральный, заметила спикер. Сегодня эти сети в Новосибирске  продают фермерской продукции на сумму около 50 млн рублей в месяц и приглашают фермеров к сотрудничеству. «Потенциал нашей сети по продажам органических продуктов достаточно высок, мы наблюдаем тренд роста, - заметила Надежда Протасовская.  – Мы продвигаем органическую продукцию, готовы размещать ее на полках со специальным информирующим оформлением».

Один из самых проблемных вопросов для органики – вопросы сертификации, заметила Альбина Куликова, директор ООО ИЦ «Органика»: «Германия, Франция и Китай могут быть нам интересны с точки зрения развития экспорта, но производство и продукция должны быть сертифицирована». Эксперт подчеркнула, что сейчас земли Сибирского федерального округа считаются подходящими для органики. «Сибирскими землями интересуются потому, что мы не так активно увлекались интенсивным сельским хозяйством, поэтому сегодня это наш потенциал», - сказала Альбина Куликова. Сегодня у нас работают зарубежные сертификационные компании, которые выдают различные международные органические сертификаты, но после вступления закона в силу они не будут признаны на территории России. Она отметила, что вопрос с российской сертификацией, с наличием аккредитованных лабораторий необходимо решать уже сегодня, так как с вступлением закона в силу это станет основным вопросом, тормозящим развитие органики в России.

Альдо Черви, член совета директоров итальянской федерации органического сельского хозяйства FederBio, рассказал об опыте развития органического производства в Италии. Организация FederBio поддерживает производителей органики, разрабатывает модели ценообразования, помогает получать производителям кредитов и субсидий. «Органическое сельскохозяйственное производство сочетает в себе традиции, новации и науку, тем самым бережет окружающую среду и способствует высокому качеству жизни», - напомнил Альдо Черви. Земли, используемые под органическое производство, занимают в Италии площади 2 млн гектаров, это 15 процентов от всех площадей. По сравнению с 2010 годом рост составил 78 процентов. На 2019 год число органических производителей составляет 79 тысяч хозяйств, это на 66 процентов больше, чем в 2010 году. «Италия - один из лидеров органики в мире, занимает первое место по выращиванию оливок, а также по выращиванию винограда и овощей, Италия - второй в мире производитель зерновых после Китая и занимает первое место в Европе по количеству органических хозяйств», - сообщил Альдо Черви. В Италии и Европе покупатели считают органику более полезным для здоровья, для окружающей среды, основная аудитория – городские жители, семьи с детьми.

«В Европе под органикой занято 12 млн гектаров земли, - заметил Альдо Черви. – У России большие перспективы, в России много чистых земель, не зараженных пестицидами. Это позволит занять свободные ниши рынка. Можно согласиться с  данными Минздрава России,  по которым доля России в органике на мировом рынке может составить до 25 процентов в ближайшие годы».

«Рынок органической продукции не массовый, он фактически работает под заказ», - заметил Андрей Скурихин,  директор АНО «Национальный союз зернопроизводителей». Он рассказал о платформе, которая уже начала тестироваться в этом году, задача ее – предоставить фермерам набор облачных сервисов для работы.

Ольга Дорошенко, проректор Томского института переподготовки кадров и агробизнеса, отметила, что сейчас отсутствуют квалифицированные кадры для органического сельского хозяйства и нет программ подготовки таких кадров: «В Томске в магистратуре начали читать курс «органическое земледелие», но он появился только в этом году. Нужна также стажировка, ведь многие компетенции предполагают навыки. Недостаточна также маркетинговая и информационная поддержка сектора органики. В нашем институте разработаны программа повышения квалификации, создания и развития органических сельскохозяйственных предприятий и программа профподготовки «Управление и экономика органического сельского хозяйства».

В дискуссии были выработаны направления дальнейшего движения сектора органики в СФО. Участники дискуссии обсудили задачи развития органического сельского хозяйства в Новосибирской области и СФО в целом. Стоит задача  активно развивать взаимодействие с ритейлом, готовить кадры и работать над направлением госзаказа. Отдельной задачей, заметил Олег Мироненко, должно стать развитие сектора дикоросов.


№6(125) ноябрь-декабрь 2019

Новые комментарии
Agroday.ru, Copyright © 2011-2015 ООО "ЭКСПОМЕДИА". Все права защищены.
Email: support@agroday.ru Тел./факс: +7 (863) 2820411, 2820412, 2820413, 2820346, 2820346, 2401488
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на http://agroday.ru обязательна.
Яндекс цитирования
Разработка портала: Adlogic Systems
Платформа: Xevian