Россияне в 2023 году увеличили потребление овощей и бахчевых до рекордного уровня
В 2023 году россияне увеличили до рекордного уровня потребление овощей и бахчевых — на 2,5% к уровню 2022-го, до 106,6 кг в среднем на человека. Выросло и потребление картофеля — на 4,5%, почти до 55 кг (при том что до этого, по крайней мере с 2018 года, ежегодное потребление картофеля снижалось). Потребление рыбы и рыбных продуктов увеличилось до 23 кг (с чуть менее 22 кг годом ранее). Такие данные приводятся в новом докладе Росстата о потреблении продуктов питания в российских домохозяйствах, изученном РБК.
Потребление мяса и мясопродуктов в 2023 году в среднем на потребителя в России достигло 98,2 кг (новый рекорд), что на 4,2% больше, чем в 2022 году. В предыдущие годы динамика прироста была более скромной: в 2021–2022 годах потребление мяса и мясопродуктов составляло около 94 кг в год, в 2019–2020 годах — 91–92 кг (рост не выше 2% в год).
При этом в 2023 году к уровню 2022-го наблюдалось сокращение потребления хлеба и хлебных продуктов — на 3,8%, до 86,9 кг в среднем на потребителя в год. Номинально это рекордно низкое потребление хлеба с 1990-х годов. Кроме того, снизилось потребление сахара и кондитерских изделий — на 3,7%, до 29,2 кг по сравнению с 30,3 кг годом ранее. В предыдущие годы потребление сахара и кондитерских изделий колебалось на уровне 31–32 кг.
Снижение потребления сахара и рост потребления мяса объясняются изменением уровня жизни, уверен профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Уровень жизни растет, и, соответственно, меняется структура потребления, люди начинают потреблять больше мяса. Самая дешевая еда — это макароны и сахар», — говорит он.
По оценкам отраслевых ассоциаций, в 2023 году потребление мяса в России было на уровне 80–81 кг на человека в год, говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. В этом году ожидается увеличение потребления мяса до 83 кг на человека. Аналогичные оценки у «Россельхозбанка», указывает эксперт. А разницу между оценкой потребления мяса у Росстата и мясных ассоциаций Юшин объяснил разной методологией.
При этом потребление готовых или максимально готовых для кулинарной обработки мясных продуктов растет небольшими темпами, сообщил Юшин. Это подтверждается динамикой производства колбасных изделий, деликатесной продукции, консервов, где рост относительно небольшой. То есть люди в основном покупали экономически доступное свежее мясо для приготовления дома, утверждает Юшин.
Нельзя исключать влияния на потребительские привычки россиян образа жизни, в том числе это ориентация на здоровый образ жизни, добавляет Сафонов. Со ссылкой на другое исследование Росстата — «Рацион питания» за 2023 год — РБК недавно писал, что за пять лет увеличилась доля как мужчин, так и женщин, ограничивающих потребление сахара и выбирающих продукты для снижения веса.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь