Почему российские банки не любят кредитовать сельское хозяйство
Аграрии должны банкам на треть больше, чем стоит все, что они производят за год, подсчитало Минэкономразвития. При этом ставки для сельхоззаемщиков часто выше, чем для других секторов, пишет газета «Ведомости».Если мы берем сельское хозяйство, то задолженность по кредитам уже сейчас примерно на треть больше, чем вся валовая продукция предпосылок к росту кредитования нет», — признался на днях замминистра экономического развития Андрей Клепач (его слова цитирует «Прайм»). По уже выданным аграриям кредитам растет просрочка и хорошо, если не вырастут и процентные ставки, надеется замминистра. Ситуацию с кредитованием АПК он назвал «тяжелой» и предупредил о будущей стагнации, если не принять дополнительных мер.
Высокие отношения
По данным Центробанка, объем задолженности предприятий сельского и лесного хозяйств и охоты на 1 января этого года составил 1,41 трлн руб. (в рублях и валюте). За год кредитование сектора увеличилось на 131,6 млрд руб. В целом на рынке кредитования доля сельхозкомпаний, по словам руководителя аналитического центра МСП-банка Натальи Литянской, невелика. Из общего объема кредитов, которые были выданы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2013 г., на агропредприятия пришлось только около 1,9%, добавляет она, в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса эта доля несколько выше.
Средние ставки для АПК — около 12%, говорят опрошенные «Ведомостями» банкиры. У группы «Черкизово» на 30 июня 2013 г. ставки по кредитам составляли 8-15% (средневзвешенная — 10,78%), у «Русагро» в 2012 г. ставка по краткосрочным кредитам составляла 2-10,85%, по долгосрочным — 8,25-13% (все цифры без учета госсубсидий). Уровень ставок по кредитам АПК немного выше, чем ставки для крупных корпоративных клиентов других секторов экономики, сказала зампред правления банка «Возрождение» Людмила Гончарова.
Государство субсидирует часть процентных ставок по инвестиционным кредитам в животноводстве: благодаря субсидиям у «Черкизово», например, эффективная ставка составляла на 31 июня только 3,08%. По субсидируемым кредитам заемщики расплачиваются вовремя — случаев просрочки таких долгов практически нет, говорят опрошенные банкиры. Доля таких кредитов немаленькая: например, в портфеле Газпромбанка по инвестпроектам доля субсидируемых кредитов составляет более 80%, по краткосрочным кредитам — около 40%, говорит вице-президент банка Екатерина Трофимова. В целом же в отрасли доля субсидируемых кредитов, по ее данным, еще выше.
И тем не менее за несколько лет уровень просрочки вырос в разы: если весной 2009 г. у сельхозпредприятий она составляла всего 2,4%, то к зиме 2012 г. показатель достиг уже 7,6%. За прошлый год доля просроченных кредитов снизилась с 7,1 до 6,5%. Но это все равно больше, чем в других секторах: на начало года просрочка корпоративных клиентов банков составила 4,14% от кредитных портфелей, указывает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов.
Показатель просрочки продолжал увеличиваться в 2012-2013 гг. из-за сильной засухи в 2012 г. и наводнения на Дальнем Востоке в 2013 г., указывал РСХБ в проспекте к выпуску евробондов. Нельзя исключать, что эта тенденция может продолжиться и в дальнейшем, признал банк. Одним из факторов, который может вызвать снижение платежеспособности его заемщиков, банк называет увеличение числа корпоративных и личных банкротств…
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь