Николай Бобров, «Диджитал Агро»: «Цифровизация АПК имеет колоссальный потенциал»

Николай Бобров, «Диджитал Агро»: «Цифровизация АПК имеет колоссальный потенциал»

— Как Вы оцениваете текущий уровень цифровизации российского АПК, и в целом зачем АПК цифровизация?

— Сельское хозяйство — одна из самых технологически консервативных отраслей, и пока она еще «недооцифрована».  Но такова ситуация не только в России, но в мире в целом. Поэтому я считаю, что в аграрной отрасли есть большой потенциал для рывка. И это подтверждается цифрами: согласно экспертным оценкам Минсельхоза России, российский рынок цифровых технологий в АПК — около 360 млрд руб., а к 2026 году он должен вырасти в 5 раз.  Я вижу высокий интерес аграриев к нашим продуктам.  И я понимаю, почему это происходит: после установки базового уровня автоматизации на сельхозпредприятии себестоимость производства может снизиться до 20%. В ретейле, например, борются за каждые полпроцента.

Сельское хозяйство с каждым днем становится все более высокотехнологичным: информация поступает из устройств, расположенных в поле, на ферме, от датчиков, сельхозтехники, метеостанций, спутников, дронов. Данные собираются в одном месте от разных участников производственных процессов и формируется информацинное поле, с помощью которого аграрий легко может находить ошибки в применении агротехнологий. Эти данные позволяют принимать правильные решения, минимизирующие риски и повышающие рентабельность сельхозпроизводства.

Я уверен, что цифровизация АПК имеет колоссальный потенциал, и планы проекта «Цифровое сельское хозяйство» вполне достижимы.

— По Вашим оценкам, каков сейчас процент использования современных цифровых решений в АПК?

— Если говорить о цифровых платформах, то по нашим оценкам, сейчас их использует не больше 10-15% российских аграриев. Что касается «диджитализации» ключевых сельскохозяйственных процессов, в частности установления датчиков для сбора данных о погоде, использование данных спутников и дронов для мониторинга урожая, датчиков контроля за работой техники, то здесь доля охвата выше.

 Что в таком случае сдерживает развитие цифровизации АПК? 

— На прошлой неделе у меня была встреча с фермерами в Саратове, и увидел очень серьезные проблемы с доведением информации о цифровизации до аграриев. Они настолько погружены в свою текущую работу, что чаще всего даже не знают, как это работает: что им даст переход на «цифру», как происходит сам процесс внедрения программного обеспечения и, самое главное, насколько снизится себестоимость производства. Когда я разговариваю с собственниками, рассказываю детально о наших ключевых компетенциях, то оказывается, им все это нужно.

Нельзя не сказать о еще одной важной проблеме: достаточности инфраструктуры. Без связи и интернета ни о какой цифровизации не может идти речь. Однако государство эту проблему уже решает и, надеюсь, в ближайшей перспективе это не будет сдерживающим фактором.

— В чем Вы видите основные задачи компании и каких результатов удалось достичь за время реализации «цифровой повестки» в аграрной отрасли?

— Миссия «Диджитал Агро» — обеспечить удобную цифровую экосистему для всех участников АПК. Другими словами, мы нацелены на то, чтобы максимально перенести все процессы в аграрной отрасли в «цифру». Это повысит эффективность производства, производительность труда и в целом сделает агробизнес более рентабельным. По имеющимся данным, после внедрения наших продуктов урожайность повышается минимум на 5%, а бывают хозяйства, в которых урожайность увеличивается в два раза. 

Сегодня наша компания является лидером российского рынка IT-решений и сервисов для сельского хозяйства. Мы очень быстро растем и во многом это стало возможным благодаря сделке по приобретению системы «Агросигнал» (система планирования, онлайн-контроля и управления сельхозбизнесом — прим. ред.), которая существует на рынке уже десять лет.

Площадь полей, которые сегодня находятся под управлением наших информационных систем, составляет уже 4,5 млн га. Решения работают в 28 регионах России. Очень важно, что это «платные гектары», ведь чаще всего в такие подсчеты включают и «бесплатные площади», где просто составлены контуры поля, а приложения на самом деле аграриями не используются. 

Программное обеспечение и агросервисы, которые мы применяем, себя зарекомендовали. Мы сотрудничаем со всеми ключевыми научно-исследовательскими институтами, в сотрудничестве с которыми делаем отдельные алгоритмы или модули.


НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ БОБРОВ

Окончил МГТУ им. Баумана и Ecole Centrale de Lyon, дипломированный инженер. Получил второе образование в МЮИ при Минюсте РФ, гражданское право. Имеет степень MBA IAE de Paris.

С 2008 по 2012 руководил проектами в области логистики и цепей поставок Альянса Renault Nissan в Европе, позже занимался развитием бизнеса Renault в СНГ и запуском проектов в разных технологичных  сферах бизнеса: Picaso 3D (первый в СНГ производитель 3D принтеров), BelkaCar (каршеринг), и др.

С 2018 по настоящее время — генеральный директор компании ООО «Агро Диджитал», стратегического партнера УралХим/УралКалий.

— Расскажите подробнее о продуктах и сервисах, которые вы предлагает аграриям.

— Мы занимается разработкой собственного программного обеспечения и внедрением сторонних передовых технологий и сервисов.

На сегодняшний день у нас пять базовых продуктов. Это программное обеспечение: «Мониторинг техники» (для управления сельхозтехникой в режиме реального времени), «Помощник агронома» (для сбора достоверных данных о состоянии посевов, планирования и контроля агрономических работ), «Субсидии, отчетность и аналитика» (подача заявок на субсидии и отчетности в электронной форме); сервисы: «Открытый Аграрный Университет Земля Знаний» (дополнительное дистанционное образование) и «Цифровое земледелие» (для внедрения адаптивно-ландшафтных систем земледелия).

— Сколько времени необходимо на внедрение и адаптацию этих продуктов?

— Внедрение базовой комплектации программного обеспечения можно сделать буквально за пару недель. Это, прежде всего, установка датчиков на сельхозтехнику, если вдруг она ими не оснащена, и далее — подключение к информационной системе. После этого мы подключаем пользователей к цифровой платформе и проводим обучение ее использованию.

Если же говорить о комплексном проекте, охватывающем полную цифровизацию всех сельскохозяйственных производственных процессов, то это может занять от нескольких месяцев до года.  

— Какой из Ваших продуктов пользуется наибольшим спросом на текущий момент?

— Все востребовано на самом деле, нельзя выделить что-то одно, так как они все разные и решают разные задачи.

— Программное обеспечение «Субсидии, отчетность и аналитика» рассчитано на государственный сектор? Каковы результаты внедрения этого продукта, где он уже используется?

— Да, это отдельный модуль для государства, он позволяет формировать заявки на субсидии в электронном виде, что сокращает сроки сбора и рассмотрения документов, также можно отслеживать статус заявки и формировать отчеты.  В качестве пилотного проекта он в прошлом году был внедрен в Тамбовской области и показал хорошие результаты. В системе работало 23 районных управления и областная администрация, обеспечивалась поддержка 1,5 тыс. сельхозпредприятий. Сейчас у нас уже подписаны дорожные карты для интеграции этого модуля в Саратовской и Липецкой областях. 

— Выше Вы упомянули систему «Агросигнал». В чем ее специфика?

 — Если говорить о российских системах, «Агросигнал» занимает лидирующие позиции. Система дает целостную картину производства в реальном времени и в наглядном формате: таблицах, графиках, цифрах, диаграммах и значках на карте. При этом она предназначена не только для руководителей агропредприятий, но и для агрономов, бухгалтеров, финансистов, юристов и всего производственного звена. Как результат — «Агросигнал» предотвращает потери, увеличивает производительность труда и помогает максимизировать прибыль с каждого гектара. Такого комплексного подхода нет ни у одной другой российской IT-системы.

— Насколько Ваши продукты доступны для аграриев? 

— Мы предлагаем решения очень доступные по цене. 45 руб./га в год — цена базового комплекта.  Дополнительно оплачивается установка датчиков, если их не было в хозяйстве, или проводится их ремонт. Годовая оплата — это лицензия на использование системы. Для хозяйства с 10 тыс. га цена составит всего 450 тыс. руб. в год.

— Получается, что даже мелкий сельхозтоваропроизводитель может себе это позволить?

— Абсолютно верно. На самом деле, любое хозяйство от 3 тыс. га и выше уже обладает достаточным парком техники и потребностями для того, чтобы пользоваться системой.

—  В краткосрочном периоде что получит аграрий от автоматизации процессов?

—  Суть любой автоматизации в том, чтобы, с одной стороны, снизить количество ошибок сотрудников, которые могут повлиять на производственный процесс, а, с другой стороны, это контроль.

Часто бывает, что сразу после установки системы «Агросигнал» в хозяйстве падает статистика по производству на 20%. Почему это происходит? Потому что сразу выявляются недобросовестные механизаторы, которые могли сливать ГСМ или не выполняли операции, предусмотренные технологической картой.  Собственник предприятия теперь в любой момент со своего смартфона видит, что происходит. Никаких дополнительных навыков для этого не требуется.

— В прошлом году Ваша компания подписала соглашение о сотрудничестве с «Центром Агроаналитики». Расскажите, как используется информация учреждения?

— Прежде всего, статистическая информация, предоставляемая «Центром Агроаналитики», помогает нам принимать решения о том, в каких регионах и в каком направлении работать.

Не так давно мы подписали договор с Саратовской областью на комплексное внедрение всех наших модулей, начиная с «Открытого Аграрного Университета», который будет работать в сотрудничестве с местным аграрным вузом, заканчивая «Субсидиями и отчетностью». По факту мы создаем «цифрового двойника» всех земель региона.  Там будут данные о состоянии почв, карты полей, метеоданные, спутниковые снимки. Результаты этой работы мы представим уже до конца года на выставке «Золотая осень».

Важно и то, что сотрудничество «Диджитал Агро» с «Центром Агроаналитики» будет способствовать формированию фундамента будущей национальной цифровой аграрной платформы, в реализации которой мы активно участвуем.

— Что это за платформа, расскажите подробнее.

— Эта цифровая платформа соединит в себе все системы Минсельхоза и стандартный протокол обмена данными с частными платформами типа «Агросигнал». Это позволит обеспечить бесшовное взаимодействие между теми данными, которые отражают происходящее в реальности, и тем, что отражается в государственных системах отчетности. Все это нацелено на то, чтобы обеспечить предоставление более достоверных и оперативных данных. 

Сейчас всю информацию нужно собирать вручную: через департаменты Минсельхоза, представителей в регионах, другие профильные ведомства. Все это сказывается на скорости предоставления информации и, конечно, не исключает ошибок в подсчетах.

В национальной цифровой платформе запланированы такие сервисы, как «Эффективный гектар», «Агрометеопрогнозирование», «Телеагроном», «55-й аграрный ВУЗ», а также «База знаний» и онлайн-консультирование по разным направлениям.

Частью национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство» станет и «Единое окно», обслуживанием и поддержкой которого занимается «Центр Агроаналитики». Именно в нем будет консолидирована вся статистическая информации о текущем состоянии АПК. 

Таким образом, основными задачами платформы станут контроль и учет, аккумуляция данных, а это основное направление деятельности «Центра Агроаналитики». Могу уверенно сказать, что без статистических и мониторинговых данных реализовать аграрную «цифровую повестку» невозможно. Именно поэтому мы надеемся на долгое и продуктивное взаимодействие с «Центром Агроаналитики».

ООО «ДИДЖИТАЛ АГРО»


Справка:
ФГБУ «Центр Агроаналитики» предоставляет актуальную комплексную информацию о состоянии рынков АПК, формирует прогнозы производственных показателей и цен, проводит анализ импорта и экспорта продукции АПК, дает экспертные оценки конъюнктуры рынков АПК. За счет широкой филиальной сети (более 60 филиалов) учреждение формирует единую взаимосвязанную систему информационного обеспечения АПК. Среди основных потребителей информации – Министерство сельского хозяйства РФ, региональные органы управления АПК, сельхозтоваропроизводители, прочие участники сельскохозяйственных рынков.

ООО «Диджитал Агро» — создатели цифровой агроэкосистемы Диджитал Агро. Приоритетным направлением деятельности компании является разработка и предоставление технологий, позволяющих обеспечить существенное (до 15%) снижение затрат и (до 20%) рост рентабельности сельхозпроизводства. На сегодняшний день компания предлагает следующие программные решения для аграриев: Помощник агронома (помогает планировать и контролировать работы на полях), образовательный проект Открытый Аграрный университет «Земля знаний», предоставляет рекомендации по повышению эффективности землепользования. Стратегические партнеры «Диджитал Агро» — АО «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий».
Источник: specagro.ru
2644

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
СТАРТ СМПО ООО СТАРТ СМПО ООО
Москва
Поставка запчастей, комплектующих для сельхозтехники
Эластопласт ООО Эластопласт ООО
Пермь
Производство изделий из полиуретана для всех отраслей промышленности.
Петербургский машиностроительный завод Петербургский машиностроительный завод
Санкт-Петербург
Производитель колесной тракторной техники .
МЕХМАШТРЕЙД ООО МЕХМАШТРЕЙД ООО
Санкт-Петербург г.
Поставка редукторов, мотор-редукторов, электродвигателей для сельского хозяйства
ЛИГНОГУМАТ, ООО ЛИГНОГУМАТ, ООО
Санкт-Петербург г.
Концентрированные гуминовые препараты.

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку

Подписывайтесь на наш Telegram канал!
Важные отраслевые новости, аналитика, публикации экспертов и пр.