Сколько бюджетных денег необходимо выделять для развития сельского хозяйства страны?
Во время встречи Сергея Шугаева, председателя Центрального совета «Сельская Россия», с доктором Лейбниц Института развития сельского хозяйства Центральной и Восточной Европы – (ИАМО) Александром Прищеповым (Германия) прозвучали некоторые цифры, характеризующие отношение различных государств к аграрной отрасли.
По мнению С.Шугаева, на развитие сельского хозяйства России необходимо выделять не менее 30 % расходной части бюджета страны. Однако стоит напомнить, что незадолго до этого на совещании Комитета Госдумы по аграрным вопросам депутат Николай Коломийцев озвучил несколько иную цифру: 10 %. Доктор Александр Прищепов произнес «третий вариант», но он уже касался не финансовых предположений в отношении аграрного сектора России, а отражал… реальное положение дел в Европейском Союзе: 40 % бюджета ЕС идет на аграрную политику, при этом половина этих средств расходуется только на поддержку социально и природно малопродуктивных сельскохозяйственных территорий.
Пространство интересов доктора из Германии – заброшенные земли. Александр Прищепов со своими коллегами из России, Германии и США, используя современные методы мониторинга состояния сельскохозяйственных земель и моделирования, исследуют динамику деградации – увы – российских земель сельхознаселения?
По данным исследований, в настоящее время только в Европейской части России – 45 млн гектаров сельскохозяйственных земель заброшено. Прогноз ученых – площади заброшенных в нашей стране сельхозземель могут увеличиться.
Один из основных факторов сокращения сельхозземель напрямую связан с сокращением населения, считает Александр Владимирович. В сочетании с негативными природно-климатическими факторами, сокращение населения, отсутствие квалифицированных специалистов на селе, проблемы доступа к льготным кредитам и отсутствие действующего рынка сельхозземель способствуют выведению из оборота сельскохозяйственных земель, в том числе, и в южных регионах России.
На вопрос, почему Институт развития сельского хозяйства Центральной и Восточной Европы (ИАМО) уделяет такое пристальное внимание России, Александр Прищепов ответил, что такое количество заброшенных пахотных земель выглядит, как нонсенс. И это происходит на фоне того, что другие страны, такие, как Китай, для производства сельскохозяйственной продукции вынуждены брать в аренду сельхозземли в других странах, включая и заброшенные земли сельхозназначения в России.
Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций (ФАО) считает, что к 2050 году производство продовольственных товаров должно увеличиться на 50 %, для того чтобы обеспечить потребности населения Земного шара, которое составит 9 млрд человек. В свою очередь, увеличение населения в мире потребует более рационально и интенсивно использовать имеющиеся в обороте сельскохозяйственные земли, вовлекая, в том числе, в сельскохозяйственное производство новые земли.
В этом случае Россия может играть важнейшую роль на мировом рынке производства сельхозпродукции, в частности, возвратив в оборот заброшенные сельхозземли, которые можно, при желании, использовать и для производства биотоплива.
Следует также учесть, что заброшенные земли оказывают двойственное влияние на биоразнообразие и региональный климат, они способствуют распространению пожаров (пример 2010 года в средней полосе России), а также вредителей. Мониторинг заброшенных сельскохозяйственных земель также необходим для учета секвестрации углерода в почве.
Еще одна из причин пристально изучать динамику сельскохозяйственного производства и состояния сельсхозземель в России – это результат глобализации экономики. Если раньше изменения в землепользовании носили локальный характер и соблюдался «первый закон географии», то теперь изменения в землепользовании на одном континенте могут самым непосредственным образом потянуть за собой изменения в землепользовании на другом континенте.
Например, сокращение поголовья скота в России и последующее запустение земель прямолинейно связано с вырубкой девственных лесов Амазонии в Бразилии: чтобы обеспечить внутренний рынок говядиной, Россия уже несколько лет подряд импортирует в немалых количествах дешевую говядину из Бразилии. То есть, не поддерживая в России развитие сельского хозяйства и сельских территорий в целом, сокращая поголовье скота и забрасывая пастбища, россияне косвенно способствуют расширению более дешевого выращивания скота в Бразилии и, как следствие, расширение новых пастбищ за счет девственных лесов. А это уже – и этическая и экологическая мировая проблема, считает Александр Прищепов
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь