Новый законопроект о производстве органической сельхозпродукции
В случае принятия новая версия закона не только породит масштабную коррупцию, но и не даст шанса на развитие отечественного производства органической продукции.Новый законопроект создаст платформу для замещения российского сельского хозяйства транснациональным агробизнесом, что сделает Россию новым сырьевым придатком в перспективной отрасли.
Период летних отпусков — удобное время для неудобных законов. На днях Минсельхоз РФ опубликовал новую версию федерального законопроекта о производстве органической сельскохозяйственной продукции и отправил ее на межведомственное согласование. Ответы министерств ожидаются к середине августа.
Новая редакция законопроекта кардинально отличается от предыдущей, по сути это новый закон. Известно, что к новой редакции закона имеет отношение помощник депутата ГД от фракции «Единая Россия» Надежды Школкиной — Сергей Сорокоумов. Отраслевые союзы и организации, которые ранее принимали участие в работе над законом, о новой версии закона узнали из СМИ.
По единодушной оценке экспертов, новая редакция законопроекта не беззуба, как предыдущая. Новые принципиальные моменты в законопроекте:
Производители органической продукции подлежат обязательной государственной регистрации, которую проводит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в определенном им самим порядке.
Вводится государственный реестр производителей органической сельскохозяйственной продукции. Срок действия свидетельства производителя органической продукции — пять лет, а каждого вида продукции – три года. Одним из поводов для отмены регистрации может стать недостоверная информация в документах.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований в отношении всех процессов производства органической продукции (выращивание, производство, переработка органической продукции) осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В новой редакции законопроекта появились: глоссарий, требования к маркировке, ответственность за нарушения законодательства в области органического производства, переходный период к органическому производству и др. новшества.
Закон не предполагает участие отраслевых союзов и ассоциаций в выработке нормативно-правовой базы в области органического сельского хозяйства, как это было в предыдущей версии.
Исчезли международные и национальные стандарты на органическую продукцию и системы добровольной сертификации. Это означает, что идентифицировать органическую продукцию в России можно только тем, кто имеет госрегистрацию. Международных договоров в области органического сельского хозяйства у России, по всей видимости, сейчас нет, поэтому и зарубежные системы сертификации до подписания таких договоров признаваться не могут.
В итоге, все регулирование и контроль рынка органического сельского хозяйства в новом законопроекте предлагается отдать некому федеральному органу власти, уполномоченному Правительством РФ. Что это за орган в законе не говорится.
«Мы против излишней зарегулированности. Это может породить коррупцию», — говорит руководитель ОГБУ Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области Руслан Кантемиров.
«Данный закон не учитывает интересы ни производителей, ни потребителей. Чьи же интересы он представляет? Данный законопроект обесценивает доверие к экологически чистой российской продукции. Согласно предложенному механизму принимать решение о присвоении статуса экопродукта будет некий чиновник. Это создает благоприятную среду для коррупции, сертификаты могут просто покупаться. Союз органического земледелия считает, что государство должно разрабатывать стандарты, методологию и контролировать тех, кто будет сертифицировать органическое сельскохозяйственное производство, т.е. СРО и системы добровольной сертификации», — говорит исполнительный директор Союза органического земледелия, председатель Комиссии по органическому сельскому хозяйству МТПП Яков Любоведский.
«Очевидно, что ни у одного госоргана на сегодняшний день нет материальных, человеческих и лабораторных ресурсов для осуществления контроля за производством органической сельскохозяйственной продукции в масштабах страны. Мы создали в рамках комитета комиссию по органическому сельскому хозяйству для развития этой перспективной отрасли и в ближайшее время проведем обсуждение новой версии закона», — говорит руководитель аграрного Комитета МТПП Леонид Ким.
ВТО – организация, которая во многом обслуживает интересы крупных транснациональных корпораций. «Новый закон об органическом сельскохозяйственном производстве создает благоприятную среду для иностранных производителей экологически чистой продукции. В условиях ВТО они придут в Россию, будут производить и продавать органическую продукцию, а сертифицировать в своих национальных системах. Новый закон зажимает отечественных производителей между чиновниками и транснациональными компаниями. В таких условиях у нас не появится сильных национальных брендов на рынке экологически чистых продуктов», — говорит Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия.
Отношение к закону об органическом сельском хозяйстве как к «рюшечкам» на теле российского АПК не оправдалось. Игра оказалась гораздо более серьезной. На кону – самый крупный в мире сельскохозяйственный земельный ресурс без химии и ГМО в совокупности с крупнейшими запасами пресной воды, необходимой для сельскохозяйственного производства. Ситуация с нехваткой земли и воды для ведения сельского хозяйства в мире с каждым годом обостряется, все больше экспертов говорят о том, что земля и вода – это нефть будущего. На планете практически не осталось резервов для расширения сельхозпроизводства и крупные корпорации ищут возможности использования пахотных земель за рубежом. Видимо дошло дело и до России. Из нас хотят сделать сырьевой придаток в сфере органического сельского хозяйства.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь