Агрострахование пока не рассчитано на чрезвычайные ситуации
Национальный союз агростраховщиков (НСА) призвал своих членов рассматривать в приоритетном порядке заявления об убытках аграриев в зоне чрезвычайной ситуации.Позиция эта положительно отличается от той, какую заняли некоторые банкиры, попытавшиеся взять за горло пострадавших от стихии. Но и от страховщиков нельзя ждать большой поддержки людям и коллективам, потерявшим свое имущество по форс-мажорным обстоятельствам.
Эксперты считают нынешний паводок на Дальнем Востоке крупнейшим за последние 120 лет. В Амурской, Еврейской автономной областях и Хабаровском крае пострадали 190 населенных пунктов. Из опасной зоны эвакуировано более 12 тыс. человек. По оценке заместителя полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Владимира Пысина, общий ущерб от паводка может превысить 30 млрд рублей.
Особенно пострадали от стихии сельские районы. В опубликованном на сайте agronews.ru президентском Указе "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" определены ближайшие планы государства по улучшению ситуации, в том числе и в дальневосточном селе.
Задача более чем актуальная. Ведь сельские регионы пострадали здесь особенно. Общий ущерб от наводнения, причиненный аграриям, оценивается сейчас Минсельхозом более чем в 11 млрд рублей. И основная надежда – на поддержку федерального центра.
В Указе главы государства рекомендовано страховым организациям ускорить выплату денежных средств по договорам страхования, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям. Хорошее дело. Но это лишь капля в море той помощи, какую должны получить люди.
По оценкам «СОГАЗа», договоры страхования строений и домашнего имущества имеют не больше 10% пострадавших домовладельцев. И только они могут рассчитывать на компенсации от страховых компаний.
Еще сложнее дело со страховыми выплатами по затопленным сельхозземлям - нынешнее законодательство об агростраховании не покрывает риски такого наводнения, говорится в сообщении агентства страховых новостей АСН.
Да и сама практика страхового дела не внушает оптимизма. 11-миллиардный убыток дальневосточных аграриев примерно равен всей премии страховщиков страны по договорам с господдержкой. А в самом же Дальневосточном федеральном округе, как отмечают в НСА, из общей площади сельхозземель в 1,68 млн. га пострадало от наводнения 37% и лишь 7% было застраховано с господдержкой.
По словам вице-президента НСА Александра Скрягина, нельзя однозначно говорить о том, что страховщики не будут производить выплаты по этому стихийному бедствию на Дальнем Востоке. Необходимо отдельно рассматривать каждый случай и договор страхования. По мнению НСА, в закон об агростраховании с господдержкой можно включить риск наводнения. Но при этом страховые тарифы для аграриев повысятся в тех регионах, для которых вероятно это стихийное бедствие. Кроме того, это потребует увеличения субсидирования со стороны государства.
Это лето еще раз подтвердило, что система страхования на селе требует серьезного совершенствования аграрной политики. Не от хорошей жизни, не от непонимания важности защиты от природных рисков уходят аграрии от заключения договоров со страховщиками. Вот и в этом году из запланированных к страхованию 14 млн гектаров посевов по стране застраховано немногим более половины.
У сельхозпредприятий и фермеров просто не хватает денег, чтобы расплатиться за эту услугу. Вот и нынче в первом полугодии снизилась прибыль аграрием, но зато выросли долги, в том числе и задолженность по зарплате и кредитам.
К тому же правовая основа страхования не дает уверенности сельским хозяевам в справедливости оценки их потерь, в полноте и своевременности выплат ущерба. С этим согласны и многие страховщики. Недаром НСА готовит предложения по изменению законодательства об агростраховании с господдержкой.
«Одной из главных проблем закона (о сельскохозяйственном страховании) сегодня представляется недостаточная проработанность перечня рисков, от которых должен защитить агрария полис страхования с государственной поддержкой, – комментирует президент НСА Корней Биждов. – Например, произошедшие летом события показали нечеткость определения риска «половодье» в Законе №260-ФЗ. Очевидно, что при сезонном весеннем разливе рек следует страховать только риск определенного превышения уровня воды. Вместе с тем, летние наводнения требуют совершенно особого порядка оценки риска и определения ущерба. Наш Комитет по методологии пришел к выводу, что риск наводнений в принципе можно включить в полисы агрострахования с господдержкой – но только после тщательной оценки стоимости и расчета адекватных тарифов для регионов, подверженных этому риску».
Говорится также о том, что в стране четко выделяются несколько аграрных макрорегионов, различающихся по преимущественным рискам для растениеводства. И это надо учитывать при организации страхования с господдержкой. Аграрии сетуют также на слишком большой пакет документов, которые нужно предоставить в региональный орган управления сельским хозяйством, чтобы получить поддержку.
Одним словом, нынешняя практика агрострахования пока не рассчитана на чрезвычайные ситуации. А они, к сожалению, все чаше посещают нашу страну.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь на портале или зарегистрируйтесь