Сообщение, поступившее на web-почту agroday из Санкт-Петербурга

Пользуясь возможностью, предоставленной agroday, напомним о том, что в 2015 году исполняется 240 лет со дня рождения одного из выдающихся мастеров, сыгравших огромную роль в архитектурной судьбе Санкт-Петербурга: в 1775 году на свет появился будущий архитектор Карло ди Джованни Росси. К юбилею зодчего фонд Президентской библиотеки пополнился электронной копией внушительного многотомного труда И. Грабаря «История русского искусства», три тома которого посвящены архитектуре.

Знакомство Росси со столицей состоялось в возрасте 12 лет, когда отчима и мать Росси – известных балетных танцоров – пригласили в Россию. К этому моменту Петербург уже был славен работами таких видных зарубежных мастеров, как Шлютер, Трезини, Камерон, Деламот, Кваренги, Томон. Учителем Росси был приглашённый цесаревичем Павлом для декорирования своего дворца архитектор Винченцо Бренна. Служба Карло Росси началась в 1795 году в Петербурге. В 1802 году он уезжает в Италию для обучения, а через два года возвращается в Петербург и предлагает амбициозный план по переустройству набережной у Адмиралтейства. Он озвучил идею соединить Дворцовую и Галерную (ныне Английскую) набережные, которые в то время не составляли единой береговой линии из-за функционирования Адмиралтейства в качестве верфи. О смелости и широте ума архитектора свидетельствует его записка, приведённая в 3-м томе издания И. Грабаря «История русского искусства»: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии. Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным. Сооружение этой набережной должно произвести эпоху, должно доказать, что мы постигли систему древних, и предприятие это своим величием должно оставить далеко позади себя всё, что создали европейцы нашей эры». По его замыслу длина набережной должна была быть порядка 640 метров (300 сажень) с 10 арками высотой по 16 метров (12 сажень) для прохода судов. Однако его проект не был принят, и вскоре Росси уехал в Москву. Лишь в 1815 году он возвращается в Петербург. Такое путешествие, по мнению И. Грабаря, и послужило толчком к профессиональному росту зодчего. По поручению Александра I он приступает к перестройке Елагинского дворца. Новая планировка, отделка здания, а также прилегающий парк и павильоны закрепили за Росси статус талантливого архитектора, помогли заслужить признание царя и получить новые заказы: дворец для князя Михаила Павловича, галерея в Павловском дворце под библиотеку, перестройка дома Главного штаба. Именно Росси принадлежит идея вырезать две арки для соединения Дворцовой площади и прилегающей к ней под углом Морской улицы. В полном объёме талант Росси раскрывается в царствование Николая Павловича. В 1828 году ему поручают строительство Александринского театра. Вместе с этим он задумывает постройку Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси), Чернышёвой площади (пространство вокруг Александринского театра) и переустройство Михайловской площади. Кроме того, почти одновременно Росси строит здание Сената, а позже – Синода, и в 1835 году эти два сооружении образуют законченный архитектурный комплекс. Сегодня в здании Сената находится Конституционный Суд, а в бывшем Синоде – Президентская библиотека, информационный мультимедийный комплекс, в котором организованы читальные залы, проходят экскурсии, киноклубы, лектории, регулярно открываются выставки разного формата. Таким достойным преемником и продолжателем истории и функционала спроектированного Росси здания. В настоящее время в библиотеке в цифровой форме хранится подборка материалов, посвящённых архитектурному комплексу Сената и Синода и становлению этих государственных институтов. В электронный вид переведены уникальные документы, предоставленные Российским государственным историческим архивом. В холле на первом этаже находится копия образом, Президентская библиотека стала проекта фасада зданий Святейшего Синода и Правительствующего Сената, утверждённого 5 июля 1832 года. Талант и амбиции великого зодчего не только прославили его имя, но и создали яркую главу в истории архитектурной жизни Петербурга, Твери, Москвы. Президентская библиотека в свою очередь хранит эту историю, актуализирует факты и события, связанные с нашим государством, и продолжает служить одной из своих важнейших целей – просвещению граждан. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С уважением, Надежда Харченко Президентская библиотека

632

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
ТЕХНИОН ГРУПП ТЕХНИОН ГРУПП
Москва г.
строительство сельскохозяйственных объектов
Матвеев-Курганский КСМ Матвеев-Курганский КСМ
Реализация кормового мела для сельскохозяйственных животных и птицы
Палфингер Кран Рус Палфингер Кран Рус
грузоподъемное оборудование, краны-манипуляторы
ПромУниверсал ООО ПромУниверсал ООО
поставка фильтров для сельхозтехники
ИСЕТ ГРУПП ООО ИСЕТ ГРУПП ООО
Калуга
Поставка животноводческого оборудования

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку