О закупочной деятельности
Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведено обобщение выявленных нарушений федерального законодательства
Объемы государственных закупок товаров (работ, услуг) в нашей стране постоянно возрастают. Посредством государственных закупок решаются такие важные задачи, как создание и поддержание государственных материальных резервов государства, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечение жизнедеятельности населения и др.
В то же время государственные закупки являются необходимым инструментом промышленной и социальной политики государства. Они позволяют стимулировать производство конкурентоспособных товаров, оказывать поддержку отечественным производителям, в том числе малому бизнесу, организациям, инвалидам и иным лицам, нуждающимся в государственной поддержке.
При создании системы публичных закупок должны быть предусмотрены в том числе:
- публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки;
- установление условий участия и принятия решений о заключении контрактов, правил проведения торгов;
- применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках;
- эффективная система контроля;
- меры регулирования, касающиеся персонала, например требование о декларировании заинтересованности в конкретных публичных закупках, процедуры проверки и требования к профессиональной подготовке.
Указанное направление является одним из актуальных в настоящее время, при этом неразрывно связан с вопросами соблюдения антикоррупционного законодательства, поскольку коррупция в сфере использования государственных денежных средств негативно влияет на бюджетную деятельность государства, а также на эффективность деятельности государственного аппарата, снижая качество управления бюджетными ресурсами, допуская нарушения бюджетной дисциплины. Таким образом, возникают факторы, угрожающие стабильности и безопасности функционирования бюджетной системы, и создаются риски в сфере финансовой безопасности государства.
Предупреждение коррупции в сфере закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд является одним из важнейших направлений деятельности в системе обеспечения финансовой безопасности, поскольку государственный бюджет является наиболее уязвимым от коррупционных правонарушений элементом финансовой системы. В то же время государственные бюджетные средства являются основой функционирования государства, выполнения государством своих конституционных обязанностей, поэтому какие-либо посягательства на государственные денежные средства подрывают финансово-бюджетную устойчивость и угрожают безопасности государства.
Таким образом, коррупция в сфере использования государственных денежных средств является главным индикатором коррупции в стране, поскольку государство для своего функционирования не может наладить систему эффективного размещения заказа.
В истекшем периоде 2015 года прокуратурой района выявлено 84 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях устранения которых внесено 7 представлений, по результатам рассмотрения 4-х из них к дисциплинарной ответственности привлечены 4 должностных лица, органами административной юрисдикции по постановлению прокурора 10 участников закупок привлечены к административной ответственности в виде штрафов. На незаконные нормативно-правовые акты принесено 15 протестов, которые находятся в стадии рассмотрения.
Так например, на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru и электронной торговой площадке оператора ЗАО «Сбербанк-АСТ» 05.06.2014 МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» г. Ростова-на-Дону (далее – МКУ) разместило извещение № 0358300256714000002 о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по устранению деформаций и повреждений дорожных покрытий внутриквартальных проездов на территории Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в 2014 году». В соответствии с данным извещением начальная (максимальная) цена контракта составляла 570 291,00 рублей, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - в 09 часов 16.06.2014.
В ходе проверки было установлено, что при размещении документов на официальном сайте Заказчиком нарушены положения ч. 1.1 ст. 31, п.6 ч.5 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в виду не включения в извещении о проведении электронного аукциона всех необходимых требований.
По результатам проверки прокуратурой района в отношении должностного лица МКУ было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, которое рассмотрено по существу. Должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
В анализируемом периоде прокуратурой района выявлялись нарушения при ведении заказчиками реестров закупок и реестров заключенных контрактов в деятельности ГКОУ школы-интернат № 29.
По результатам проверки прокуратурой района в отношении 3 должностных лиц ГКОУ школа-интернат № 29 возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 и ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, которые рассмотрены Министерством экономического развития Ростовской области с вынесением решения о привлечении виновных к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 55 тыс. рублей. Кроме того, 06.05.2015 директору ГКОУ школа-интернат № 29 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.
В анализируемом периоде выявлялись нарушения в деятельности МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» г. Ростова-на-Дону, связанные с нарушением процедуры определения поставщика. По результатам проверки прокуратурой района также принимались меры прокурорского реагирования.
В 2015 году выявлялись факты утверждения конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По результатам проверки прокуратурой района в отношении 4 должностных лиц МКУ возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, которые рассмотрены по существу. Все должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» среди основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установлены такие как: обеспечение конкурентоспособности и благоприятных условий для их развития; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении на рынки производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и др.
Немаловажное значение для воплощения данных принципов на практике имеют государственные и муниципальные закупки, которые способствуют увеличению объема производимых малыми предприятиями конкурентоспособных товаров высокого качества, производства высокотехнологичной, наукоемкой и инновационной продукции. Стремительно развивающийся рынок государственных и муниципальных закупок содействует привлечению субъектов малого предпринимательства (далее - МП) к выполнению строительных, монтажных и пусконаладочных работ и оказанию различных услуг. Таким образом, государственные и муниципальные заказы можно рассматривать в качестве одной из основных мер оказания поддержки субъектов МП.
----------------------------------------
Помощник прокурора района Марченко А.Б.
юрист 1 класса