О результатах одной проверки
Прокуратурой Мартыновского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» 03.08.2015 проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности МУП Мартыновского района «Мартыновское автотранспортное предприятие – школьный маршрут» (далее- Мартыновское АТП), зарегистрированного по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, сл. Б.Мартыновка, ул. Ковалева, 109 в ходе, которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее – Трудовой кодекс РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Регулирование отношений возникающих в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, установление правовых и организационных основ и порядка проведения специальной оценки условий труда, определение правового положения, прав, обязанностей и ответственности участников специальной оценки условий труда регламентировано Федеральным законом от 28.12.2013 №426–ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований трудового законодательства установлено, что специальная оценка условий труда в Мартыновском АТП не проводилась.
Статьей 45 Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неисполнение Мартыновским АТП требований действующего трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений меняется, в связи с чем, прокурор Мартыновского района обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Специальная оценка условий труда признана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с иском, обязывающим МУП Мартыновского района «Мартыновское автотранспортное предприятие – школьный маршрут» провести специальную оценку условий труда в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Прокурор района
старший советник юстиции С.А. Фортуна - для agroday