Не создавать почву для коррупционных проявлений
Прокуратурой Целинского района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации на территории Целинского района.
В истекшем периоде 2015 г. жалобы и обращения граждан, предприятий и организаций о нарушениях законодательства, регулирующего использование го-сударственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, сведения о таких нарушениях в СМИ отсутствуют.
Случаев связанных с незаконной передачей федерального имущества в иную собственность или пользование третьих лиц, не выявлено.
Проверкой установлено, что за анализируемый период органами местного самоуправления Целинского района правовые акты в рассматриваемой сфере не принимались.
В ходе проверки деятельности Целинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, недостат-ков при осуществлении земельного контроля не выявлено.
Сотрудниками Целинского отдела Росреестра проверки целевого использо-вания земельных участков проводятся согласно ежегодному сводному плану проверок.
Фактов неправомерного использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не выявлено.
За истекший период 2015г. сотрудниками Целинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО по результатам проверок выдано 4 предписания, 4 лица привлечено к административной ответственности.
Недостатков при осуществлении контроля за исполнением выданных пред-писаний, не выявлено. Порядок привлечения лиц, допустивших нарушение земельного законодательства к административной ответственности соблюдается.
На территории Целинского района саморегулируемые организации арбит-ражных управляющих, а также организации оценщиков отсутствуют, в связи с чем, проверить их деятельность не представляется возможным.
В Целинском отделе УФССП России по РО исполнительных документов и исполнительных производств, по которым одной из сторон выступает организа-ция, в чьем владении и пользовании находится федеральное имущество, не имеет-ся. Нарушений при использовании федерального регистрационного права и имущества не выявлено.
Случаев незаконного освобождения от уплаты арендных платежей, либо предоставления непредусмотренных льгот, не установлено.
Фактов непредставления в территориальные органы Росимущества необхо-димых сведений для учета имущества, не выявлено.
На территории Целинского района акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, не имеется.
Государственных и унитарных предприятий, коммерческих организаций с долей участия Российской Федерации также не имеется.
Договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении федерального имущества за анализируемый период не заключались. Договоры мены, поручения в отношении федерального имущества также не заключались. Судебные акты о взыскании такого имущества в пользу залогодержа-теля отсутствуют.
За анализируемый период фактов обращения взыскания на объекты недвижимости, составляющих памятники федерального значения, не имелось.
За первый квартал 2015 случаев банкротства федеральных государственных предприятий, акционерных обществ и других организаций с долей участия Российской Федерации, не имеется.
Земельные участки из состава земель, находящихся в федеральной собственности для целей жилищного строительства на территории района не предоставлялись, в связи с тем, что на территории Целинского района свободные земельные участки находящихся в федеральной собственности отсутствуют.
Прокуратурой Целинского района проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В результате проведенной проверки выявлен факт неисполнения органами местного самоуправления Хлеборобного сельского поселения Целинского района полномочий по нормативно-правовому регулированию правоотношений в рассматриваемой сфере.
Основу правового регулирования отношений муниципальной собственности и управления муниципальным имуществом в Российской Федерации составляют положения: Конституции Российской Федерации; Гражданского кодекса Россий-ской Федерации (далее – ГК РФ); Земельного кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ); Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ); Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьями 125, 214, 215 ГК РФ от имени Российской Фе-дерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, местного само-управления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; гражданское законодательство (согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав).
Согласно статье 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культу-ры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах.
Статьей 51 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В ходе анализа действующего законодательства установлено, что на органы местного самоуправления возложено ряд функций по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом. В частности, органы местного самоуправления обязаны при-нять муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие:
- порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муни-ципальной собственности (в соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ);
- порядок планирования и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества (в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального за-кона № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 10, пункта 4 статьи 14 Федерального закона № 178-ФЗ);
- порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации му-ниципальных предприятий и учреждений (пункт 6 части 10 статьи 5, пункт 3 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 178-ФЗ);
- порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что органами местного самоуправления Хлеборобного сельского поселения Целинского района в нарушение действующего законодательства до сих пор не урегулированы порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем.
Неопределенность административных процедур в сфере экономической деятельности, создает почву для коррупциогенных проявлений со стороны должностных лиц в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также создает административные барьеры для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов.
Аналогичные нарушения были выявлены в Михайловском, Ольшанском сельских поселениях Целинского района.
По результатам проверки прокурором района в адрес указанных глав поселений внесены представления об устранении нарушения действующего законодательства, которые рассмотрены и удовлетворены, 3 виновных лица при-влечены к дисциплинарной ответственности.
Прокурор района
старший советник юстиции А.А. Толкачёв