Когда ТБО становятся проблемой: продолжение темы

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) од-ним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требо-ваниями законодательства.

Согласно ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Россий-ской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, одной из которых является категория - «земли населенных пунктов». Любой вид разрешен-ного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласова-ния.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Данное требование регламентировано ст. 12 ЗК РФ.
Вместе с тем, ст. 42 ЗК РФ определены обязанности лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, такие как:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Так, ст.83 ЗК РФ дано определение земель населенных пунктов, которыми признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Статьей 85 ЗК РФ регламентировано, что земли населенных пунктов могут использоваться для строительства жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и иных видов объектов, не противоречащих их целевому предназначению.
Иных целей использования земель населенных пунктов действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благопри-ятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О са-нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми ак-тами Российской Федерации
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п.п. 3.1, 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государ-ственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участ-ках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также за-капывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, неутилизируемые на произ-водстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допус-кается.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципаль-ных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отхо-дов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
При этом в соответствии с частями 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняе-мых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки тер-риторий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объ-екта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в по-рядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с за-конодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. К последним относится кадастровый паспорт земельного участка.
В ходе проверки установлено, что на юго-восточной окраине п. Юловский Юловского сельского поселения Целинского района, на земельном участке с када-стровым номером: 61:40:0091001:823, площадью 20000+/-152 кв. м, относящемся к категории земель населенных пунктов, в нарушение требований ст. 85 ЗК РФ, ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и по-требления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержден-ных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сбор и вывоз твердых быто-вых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка ТБО, площадью захламления около 800 кв. м.
Указанная свалка не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Ги-гиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного сани-тарного врача РФ от 30.06.2001 № 16.
Кроме этого, свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечает требованиям п. 3.7 Сан-ПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80.
Захламление отходами указанного земельного участка, осуществляют неустановленные лица, в этой связи определить собственника данных отходов не представляется возможным.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник от-ходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного само-управления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Факт наличия свалки и ее несанкционированный характер на протяжении длительного времени свидетельствует о том, что органом местного самоуправле-ния в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарно-го содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
В нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией Юловского сельского поселения в отношении земель сельскохозяйст-венного назначения установлен недопустимый вид разрешенного использования – «для размещения свалки»,
Собственность на данный земельный участок не разграничена, использование данного земельного участка в качестве полигона хранения ТБО осуществляется без достаточных на то правовых оснований, в нарушении требований действующего законодательства.
В настоящее время в целях устранения нарушений требований природоохранного и земельного законодательства, а также реализации возможности использования земельного участка по целевому назначению, администрации сельского поселения необходимо выполнить комплекс мероприятий по проведению процедуры регистрации права собственности на вышеуказанный участок и изменению разрешенного вида его использования с земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности.
Таким образом, бездействия администрации Юловского сельского поселения выраженные в уклонении от проведения процедуры по регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок и изменению разрешенного вида его использования с земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности, могут нанести невосполнимый урон плодородию почвы земель сельскохозяйственного назначения, и невозможности ее дальнейшего использования по целевому назначению.
Вышеизложенные недостатки и упущения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками администрации Юловского сельского поселения Целинского района требований действующего природоохранного и земельного законодательства, отсутствии должного контроля со стороны руководства адми-нистрации за исполнением обязанностей подчиненных сотрудников
----------------------------
Прокурор района А.А.Толкачев

-----------------------
В ТЕМУ

Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка по обращению Долговой Л.И. о нарушении природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с твердыми отходами производства на территории Октябрьского района г. Ростова-на-Дону.
В ходе проведенной совместно с администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проверки установлено, что в нарушение нарушением требований п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», п.п. 3, 4, 7 ст. 12, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 24. п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.3. Правил благоустройства города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 № 282 на муниципальных землях Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в районе пересечения ул. Вавилова и ул. Славная в результате несанкционированных действий по размещению ТБО образовалась свалка.
В этой связи, прокуратурой района к МКУ «Управление благоустройства Октябрьского района» г. Ростова-на-Дону предъявлено исковое заявление об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в районе пересечения ул. Вавилова и ул. Славная в г. Ростове-на-Дону, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены.
---------------------------------------

Помощник прокурора
юрист 3 класса М.А. Толкачева


1061

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
Гелиос Гидравлик ООО Гелиос Гидравлик ООО
Нижний Новгород
Проектирование и производство гидравлического и пневматического оборудования
СКАРТ ООО СКАРТ ООО
Ижевск
Производство транспортеров и элеваторов для сельхозтехники, цепей для сельхозживотных КРС
СПЕЦПРОКАТ, ТСФ, ООО СПЕЦПРОКАТ, ТСФ, ООО
Завод металлоконструкций
Тентовый Ангар ООО Тентовый Ангар ООО
Мытищи
Строительство каркасно-тентовых сооружений любой сложности. ГОСТ, СП, ТУ
ТЕХНД-ПЛЮС ООО ТЕХНД-ПЛЮС ООО
Солнечногорск
Поставка погрузчиков

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку

Подписывайтесь на наш Telegram канал!
Важные отраслевые новости, аналитика, публикации экспертов и пр.