Из пресс-релизов этого часа
Императорский Царскосельский лицей, основанный 31 октября 1811 года, был первым учебным заведением страны, готовившим профессиональных управленцев высочайшего уровня. Однако всемирно известным Лицей стал благодаря поэту А. С. Пушкину.
Президентская библиотека представила подборку исследований, посвященных этому учебному заведению. Оцифрована и стала доступной на портале www.prlib.ru раритетная книга Я. К. Грота 1887 года «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники». В ней раскрывается система преподавания и воспитания в Лицее, способствующая подготовке государственных служащих своего времени. «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского Устава. В этом же издании Я. К. Грот указывает, что автор проекта создания лицея М. М. Сперанский сформировал в новом учебном заведении новую систему подготовки чиновников: их, по мысли автора проекта, должны отличать «широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России». На первый курс было принято 30 дворянских детей в возрасте 10–12 лет. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Важнейшее место в спектре преподаваемых дисциплин отводилось глубокому изучению российской истории. В Царскосельском лицее экспонируется «Грамота, жалованная Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I» 22 сентября 1811 года с его личной подписью, что показывает высокий уровень «госзаказа» на обучение и воспитание будущих государственников. В оцифрованном виде этот документ доступен на портале Президентской библиотеки, он обрел «вторую историческую жизнь» благодаря сотрудничеству первой национальной электронной библиотеки России с Всероссийским музеем А. С. Пушкина. В электронной копии книги А. И. Кирпичникова 1903 года издания «Очерки по истории новой русской литературы. Т. 2. (Пушкинский период)» отмечается, что Лицей стал настоящим окном в собственный духовный мир для юного Пушкина. Исследователь пишет: «Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Пушкина с его родителями: его характер продолжали исправлять, ломая волю, а он оказывал энергичное сопротивление – и с удовольствием ожидал момента, когда ему придется покинуть родительский дом». Домом для будущего поэта стал Лицей, в котором он приходил к творчеству через духовные озарения и терзания, связанные с взаимоотношениями с другими воспитанниками: «Пушкин часто проводил бессонные ночи в своем № 14, то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей». Всё встало на свои места, когда юные лицеисты занялись бурным литературным творчеством и изданием рукописных журналов. На этом поприще авторитет Пушкина был непререкаем. «Прежде всего поражает масса того, что написано Пушкиным в лицее: его стихотворения этой эпохи, числом около 130, составляют целую порядочную книгу, – сообщает Я. К. Грот в издании «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники». – Такая производительность, при достоинствах написанного, указывает уже на могущество таланта. Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное. Эти отроки на 14-м и 15-м году жизни вступают уже в сношения с редакторами журналов, которые охотно принимают и печатают их труды … Учителем своих товарищей был Пушкин, младший из них по летам, но на которого они невольно смотрели как на старшего. Можно сказать, что он, поступая в лицей двенадцати лет отроду, по своим занятиям и связям уже был литератором». «Пушкина, – по мнению Грота, – надо считать главным творцом и хранителем идеи товарищеского братства, перешедшей во всей своей теплоте к последующим поколениям лицеистов». Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз, – напишет позже Пушкин в стихотворении «19 октября» 1825 года. Литературоведы назовут его итоговым, «проникнутым чувством высокого долга поэта в исполнении им его поэтического служения». Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы», – именно эти слова выбрали лицеисты «первой волны» в качестве своего девиза и реализовали его сполна во славу Отчизны. ----------------- С уважением, Пресс-служба Президентской библиотеки - для agroday