Из пресс-релизов последнего часа
Президентская библиотека представит на портале электронную копию справочно-библиографического сборника «Страницы памяти. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников – ветераны Великой Отечественной войны». Издание юбилейное, посвященное 70-летию Великой Победы.
«Всякий раз, когда я прохожу мимо фотографий художников – ветеранов Великой Отечественной войны в Союзе художников, – пишет в эпиграфе, предваряющем книгу, народный художник России А. С. Чаркин, – я мысленно прошу прощения у этих людей, чьи лица, такие простые и настоящие, напоминают мне о не столь далеком времени, когда они жили, творили историю культуры России, и кого мы не вправе забыть».
Владимир Александрович Андреев (1917–1995) успел до войны окончить Ленинградское художественно-педагогическое училище и зарекомендовать себя интересным молодым живописцем. На фронт ушел рядовым, сражался в составе стрелковой дивизии не за страх, а за совесть, награды – орден Красной Звезды, медаль «За взятие Берлина» и др. говорят сами за себя. При этом боец Андреев в интервале между боями успевал поработать кистью или сангиной, воплощая историю Великой Отечественной на любом подручном материале. Хорош его рисунок 1945 года «Читающий солдат», представленный в «Книге памяти»: солдат в каске и плащ-палатке, изображенный в профиль, зажал полученное из дома письмо в кулак как нечто самое драгоценное и непреходящее в трагически-неустойчивом мире сражений и пожарищ войны…
Будущий народный художник СССР, президент Академии художеств СССР Борис Сергеевич Угаров (1922–1991), уходя добровольцем сначала в ополчение, а потом на фронт, не предполагал, что станет живописцем на войне. Началось все с книги И. Грабаря о Валентине Серове, которую боец пронес с собой через все фронтовые пути-дороги – воздействие работ и судьбы великого русского живописца было столь велико, что Угаров сам взялся за кисть, и мысли о художественном призвании обрели полную ясность именно во время войны. Участвуя как артиллерист-наводчик в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке, начинающий художник написал первую в своей жизни картину «Переправа артиллерии через реку Свирь», затем полотно «Артиллерия в горах» для армейской выставки в Москве, а также ряд портретов с натуры. После окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был зачислен в Институт им. И. Е. Репина Всероссийской Академии художеств, став впоследствии его профессором.
«Когда я вспоминаю, что Санкт-Петербургский союз художников подготовил вторую книгу, посвященную этим легендарным людям, – заканчивает свое обращение к читателям А. С. Чаркин, – мне становится легче, как будто я участвую в строительстве храма, посвященного истории России».
------------------
С уважением,
Пресс-служба Президентской библиотеки - для agroday