Из практики правоприменения

Прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения ООО «Группа компаний «Ренат-Транс», осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.

В ходе проверки выявлен факт совершения административного правонарушения, а именно осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) № АСС 61 0008680 от 19.06.2002 и обусловленных п. 4. Положения, ут­вержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 На основании материалов проверки в отношении ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполняющий обязанности прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию. ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» является владельцем лицензии № АСС-61-0008680 от 19.06.2002, действующей бессрочно (перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено понятие «лицензионные требования» как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением № 280 от 02.04.2012 Правительства Российской Федерации (далее – Положение), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной преобразовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; С 1 января 2013 года подпункт "д" пункта 4 утратил силу (использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении). Подпункты «е» и «ж» пункта 4 вступили в силу с 1 января 2013 года . е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Как усматривается из материалов дела, ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами, подлежащей лицензированию, допустило нарушения лицензионных требований и условий, а именно: - в нарушение п.п. 1 п. 8, п. 9 раздела III Правил не обеспечено проведение профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. Так, специалист Артыкова Елена Евгеньевна (приказ № 165 от 04.12.2014г.), осуществляющая предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств не прошла обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», что подтверждается справкой № 1698 от 01.08.2012 сроком действия до 01.08.2015 и путевыми листами № 001587 и № 001590. Артыковой Е.Е. проведены медицинские осмотры 04.08.2015, 05.08.2015, 06.08.2015, 10.08.2015, 14.08.2015, 18.08.2015, 20.08.2015 водителей Приходько А.А и Бурякова И.Е., работающих на транспортном средстве марки Хундай гос. номер У877РМ161; - в нарушение п. 12 Правил, ст. 20, 23 ФЗ № 196-ФЗ на предприятии не организовано проведение обязательных периодических осмотров водителей. Медицинские заключения о результатах обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей отсутствуют; - в нарушение п. 11 раздела III Правил, п. 10, 14 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» в журнал учета проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств отсутствует следующая информация о работниках: пол работника, время проведения медицинского осмотра, имя, отчество работника, дата рождения работника, результаты исследований указанных в пункте 10 Приказа, заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 Приказа, подпись медицинского работника с расшифровкой подписи, подпись работника; - в нарушение п. 1.6 Правил на предприятии не проводятся практические занятия с водительским составом по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП; - в нарушение п. 15 Правил, п. 2, 3 4, 29 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 водители ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» привлекаются к работе в установленные графиком сменности выходные дни без письменного согласия работника и письменного распоряжения руководителя организации. Так, 02.07.2015, 13.07.2015, 20.07.2015, 23.07.2015, 29.07.2015, 31.07.2015 водителю Ким Артуру Игнатиевичу, согласно графика работы (сменности) водителей на июль 2015 г. должен быть предоставлен дополнительный день для межсменного отдыха. Однако, согласно табелю учета рабочего времени водителей ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» и путевых листов за июль 2015 г. № 001570, № 001572 Ким А.И. находился на работе (осуществлял перевозку пассажиров по регулярному городскому маршруту № 93). Аналогичная ситуация выявлена в отношении водителя Марченко В.Н., которому 01.07.2015, 08.07.2015, 09.07.2015, 15.07.2015, 27.07.2015, согласно графика сменности работы водителей ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» на июль 2015 г. должен быть предоставлен выходной, однако, согласно табеля учета использования рабочего времени за июль 2015 г. данный водитель находился на работе (осуществлял перевозку пассажиров по регулярному городскому маршруту № 93). Данные нарушения подтверждаются табелем учета рабочего времени водителей ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» за июль 2015 г., графиком работы водителей ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» и путевыми листами ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» за июль 2015 г. - в нарушение п. 27 раздела IV Правил на предприятии не обеспечена организация технического обслуживания используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителей. Данные о соблюдении графика проведения технического обслуживания ТО-1, ТО-2 с учетом среднесуточных пробегов, листы учета или иные документы по проведенным ТО - 1, ТО-2 по каждому транспортному средству отсутствуют. Таким образом, ООО «Группа компаний «Ренат-Транс» совершено правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок привлечения общества к административной ответственности заявителем не нарушен. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.08.2015 вынесено в присутствии представителя общества по доверенности от 31.08.2015 №57 Амирасланова Ш.А.о. С выявленными нарушениями представитель согласился. В связи с вышеизложенным, суд установил, что требования заявителя обоснованы, правомерны, лицом, привлекаемым к административной ответственности, в установленном законом порядке не оспорены, в связи с чем подлежат удовлетворению. Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В силу пункта 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в частности, предупреждение. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. В силу статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение, как мера административного наказания, применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда. Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Объектом вменяемого лицензиату правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства. Безопасность дорожного движения - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан. Соблюдение требований безопасности дорожного движения, направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Суд учитывая, что действия лицензиата по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров связанной с эксплуатацией источников повышенной опасности с нарушением лицензионных требований и условий создают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, охраняемым законом общественным интересам, а также, в силу возможных негативных последствий, безопасности государства в целом, не усматривает возможности применения в данном случае положений статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения за совершение данного правонарушения административного наказания в виде предупреждения. Учитывая альтернативный характер санкции (предупреждение или наложение административного штрафа) предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд пришел к выводу о целесообразности применения к лицензиату административного наказания в виде административного штрафа, как наиболее адекватной меры правового воздействия. С учетом изложенного, суд считает возможным привлечь общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Ренат-Транс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в минимальном размере 30 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил привлечь общество с ограниченной ответственностью Группа компаний «Ренат-Транс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей

380

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
ТЕХНИОН ГРУПП ТЕХНИОН ГРУПП
Москва г.
строительство сельскохозяйственных объектов
ДД1 ООО/Диджитал Девеломпмент Уан ООО ДД1 ООО/Диджитал Девеломпмент Уан ООО
Пенза
Портал больших машин - Солярка.
САРЗНИ ООО САРЗНИ ООО
Балаково
изготов. запчастей элеваторного, комбикормового оборудования, производство изделий из металла
Тентовый Ангар ООО Тентовый Ангар ООО
Мытищи
Строительство каркасно-тентовых сооружений любой сложности. ГОСТ, СП, ТУ
Альфа, ООО Альфа, ООО
Бугровское
продажа запчастей для сельхозтехники

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку