Из практики правоприменения
В рамках проведения контрольных мероприятий использования законодательства о рекламе, в деятельности администрации Волгодонского района Ростовской области выявлены нарушения в форме бездействия, а именно: непринятие с 01.01.2014 года нормативного акта – схемы размещения рекламных конструкций
Согласно части 1 статьи 52 и части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок установки рекламных конструкций урегулирован в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В ней, в частности, предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи (часть 1).
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В силу Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее - Закон N 98-ФЗ) выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
В Законе о рекламе в новой редакции установлено, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). В ней также должна содержаться карта размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей, а также технических характеристик рекламных конструкций.
Схемы должны быть утверждены органами местного самоуправления уровня муниципальных районов или городских округов. Эти схемы обязательны для размещения рекламных конструкций на любых земельных участках (независимо от форм собственности), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
Следует отметить, что схема должна соответствовать документам территориального планирования (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Она призвана обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном или муниципальном объекте недвижимости должны проводиться соответствующими органами местного самоуправления или органами государственной власти только в отношении тех рекламных конструкций, которые предусмотрены в схеме их размещения (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).
Таким образом, рассматриваемый Закон не допускает выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без согласования со схемами. В случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции, не соответствующей схеме, разрешение на ее размещение и эксплуатацию может быть признано недействительным по решению суда (п. 3 ч. 20 ст. 19Закона о рекламе в новой редакции).
С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных схем размещения рекламных конструкций.
Данные схемы должны были быть утверждены органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) до указанной даты.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что с 1 января 2014 г. не допускается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при отсутствии утвержденных схем размещения рекламных конструкций (ч.5 ст.4 закона) и до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций должен применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций (ч. 4 ст. 4 Закона N 98-ФЗ).
Доказательства невозможности своевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций администрация в материалы дела не представила.
Выводы суда по настоящему делу согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 12 мая 2015 г. по делу N А32-24310/2014.
В ходе рассмотрения судом настоящего дела, в соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ, администрация представила обращение к Министру строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области с заявлением о согласовании схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Вологодонской район» от 22.07.2015, постановление №532 от 28.08.2015 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Вологодонской район», постановление Администрации Волгодонского района от 11.09.2015 №555 и заключение о согласовании размещения рекламных конструкций, что является свидетельством того, что органом местного самоуправления приняты меры, направленные на устранение выявленного нарушения.
Вместе с тем, доказательств тому, что принятый нормативный акт опубликован в установленном законом порядке, суду так и не представлено.
В силу подпункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса суд, указывая на признание оспариваемого бездействия незаконным, должен принять решение об устранении допущенных нарушений прав.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С учетом того, что Администрацией Волгодонского района приняты соответствующие меры, то признавая наличие незаконного бездействия, судом не рассматривается вопрос о возложении на администрацию обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе.
Кроме этого, суд считает необходимым указать следующее.
В силу абзаца 2 пункта 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 99, отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Применительно к рассматриваемому спору, суд признает факт принятия Администрацией Волгодонского района определенного ряда мер, направленных на устранение нарушений законодательства о рекламе, но в силу приведенных выше положений, оценивает имевшее место на протяжении полутора лет бездействия, поскольку оспариваемое бездействие нарушало права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следовательно, при рассмотрении дела арбитражный суд в любом случае обязан рассмотреть заявленные требования по существу, вне зависимости от того, устранено полностью или частичное имевшее место бездействие и дать ему соответствующую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил признать незаконным бездействие администрации района, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Волгодонский район».
----------------------------
По материалам АС РО и прокуратуры Волгодонского района