Информируем об итогах одной проверки
Прокуратурой Пролетарского района Ростовской области по обращению К. проведена проверка исполнения Администрацией Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области жилищного законодательства в части переселения жильцов ветхого и аварийного жилищного фонда, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности Администрации Пролетарского городского поселения.
В ходе проверки установлено, что семья К. в 2000 году купила квартиру по адресу: Ростовская область, г. Пролетарск, ул. Черняховского. Указанная квартира зарегистрирована на праве собственности за К. на основании договора купли-продажи квартиры. Общая площадь данной квартиры составляет 31,1 квадратных метров.
Распоряжением Главы Пролетарского района Ростовской области № 50 от 09.03.2010 «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу в г. Пролетарске» многоквартирный жилой дом по адресу: Ростовская область, г. Пролетарск, ул. Черняховского, д. 8, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района РО № 200 от 31.05.2010 семья К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как жители ветхого и аварийного жилищного фонда для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с составом семьи – 2 человека. Постановлением Администрации Пролетарского городского поселения № 204 от 08.10.2013 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Пролетарского городского поселения», в состав которой входит подпрограмма «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу на 2014-2020 годы».
Данная муниципальная программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства РО от 25.09.2013 № 604 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» и предполагает переселение всех граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в домах, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу на территории Пролетарского городского поселения, в 2014-2015 годах – с учетом выделения из областного бюджета субсидий, запланированных для Пролетарского района Ростовской области (Приложение №10 к государственной программе Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области»).
Указанная муниципальная программа предусматривает предоставление нового благоустроенного жилья на основании договоров социального найма только гражданам, проживающим в аварийных жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Семья К., которая занимает аварийное, подлежащее сносу жилое помещение на основании права собственности, согласно указанной муниципальной программе Пролетарского городского поселения, может претендовать только на получение выкупной цены в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации за принадлежащее ей на праве собственности и подлежащее сносу жилое помещение и расположенный под ним земельный участок, либо предоставление взамен изымаемого другого благоустроенного жилого помещения в собственность с зачетом его стоимости в выкупную цену (с доплатой собственником недостающей денежной суммы для приобретения жилого помещения в его собственность).
Предоставление нового благоустроенного жилья по договорам социального найма собственникам подлежащих сносу квартир муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Пролетарского городского поселения» не предусмотрено.
Вместе с тем, действующее жилищное законодательство Российской Федерации не устанавливает преимуществ в правах тех или иных категорий граждан, проживающих в помещениях аварийного и ветхого жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом Жилищный кодекс не устанавливает различий между гражданами, проживающими в аварийных и подлежащих сносу помещениях, занимающих их по договору социального найма, и между гражданами, которые до признания непригодными для проживания успели приватизировать свои квартиры (частными собственниками).
Гарантия, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая выплату собственникам жилых помещений в аварийном доме выкупной цены за изымаемое у них помещение для последующего сноса, сама по себе не исключает их право на получение вне очереди другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (с выплатой собственникам жилых помещений выкупной цены).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Однако данный способ переселения граждан-собственников аварийных жилых помещений не является единственно возможным и сам по себе не исключает необходимости применения к данной категории граждан положений п.1 ч.2 ст. 57, ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в случае, если собственник аварийного жилого помещения откажется воспользоваться предоставленным ему частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса правом.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ, определяющей порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Отсутствие в муниципальной программе запланированных денежных средств на приобретение жилого помещения для переселения семьи К. (и других граждан – собственников квартир) свидетельствует о неправильном применении Администрацией Пролетарского городского поселения положений ст.32 Жилищного кодекса РФ как исключающих действие нормы п.1 ч.2 ст. 57, ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ в отношении собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном жилищном фонде.
Указанными действиями Администрация Пролетарского городского поселения умаляет права граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных подлежащими сносу, по сравнению с гражданами, занимающими аварийные жилые помещения на основании договоров социального найма.
Кроме того, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В ходе проверки установлено, что данные полномочия Администрацией Пролетарского городского поселения исполняются ненадлежащим образом. Так, с момента признания многоквартирного дома № 8 по ул. Черняховского подлежащим сносу (09.03.2010) по настоящее время граждане-жильцы квартир в указанном многоквартирном доме не переселены, мероприятия по изъятию квартир у собственников, выплате выкупной цены и сносу многоквартирного дома, предусмотренные ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не выполнены, средства на приобретение жилья для граждан – собственников аварийных квартир муниципальной программой не запланированы.
Квартира по адресу: Ростовская область, г.Пролетарск, ул. Черняховского, в которой зарегистрирована и проживает семья К. как на момент признания многоквартирного дома подлежащим сносу, так и в настоящее время находится в аварийном состоянии, угрожает обвалом, в связи с чем проживание в ней представляет постоянную опасность для ее жильцов.
Приобрести новое благоустроенное жилое помещение в собственность с использованием средств предоставляемой в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупной цены за изымаемое жилое помещение семья К. не в состоянии по причине отсутствия необходимых материальных средств. Другого жилья семья в собственности не имеет.
В связи с тем, что переселение семьи К. производится в связи с выселением ввиду необходимости сноса многоквартирного дома (статья 86 Жилищного кодекса РФ), ее семье с учетом требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ должно быть предоставлено жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта (г. Пролетарска Ростовской области) и равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (т.е., общей площадью не менее 31,1 квадратных метров), а также отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (г. Пролетарска).
Согласно п. 4 ст.27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Таким образом, сфера затрагиваемых интересов и нарушенных прав Киреевой Л.И. и членов ее семьи – обеспечение права на жилище в муниципальном жилищном фонде – позволяет прокурору обратиться с исковым заявлением в суд в интересах гражданина даже в случае, когда тот способен самостоятельно защищать свои права в суде и других государственных органах.
Основанием для обращения прокурора в суд является заявление К. с просьбой защиты жилищных прав ее семьи в судебном порядке, а также выявленные в ходе проверки нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации Пролетарского городского поселения.
В Федеральном законе № 2202-1 «О прокуратуре РФ» не содержится императивного требования о порядке применения полномочий прокурора о защите прав. Выбор наиболее адекватного способа защиты нарушенного права в каждом конкретном случае является прерогативой прокурора и осуществляется с учетом нормативных правовых актов, регулирующих конкретное правоотношение, а также вида и характера допущенного нарушения. Наиболее эффективным способом защиты жилищных прав гражданина в данном случае является направление искового заявления в суд, в связи с тем, что необходимо в судебном порядке обязать орган местного самоуправления запланировать соответствующие средства в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Пролетарского городского поселения», и предоставить благоустроенное жилое помещение семье К. во внеочередном порядке. Выявленные нарушения законодательства требуют незамедлительного устранения, а в случае неустранения должны подкрепляться возможностью принудительного исполнения соответствующего судебного решения. В данном случае так и было сделано.
----------------------
Прокурор района А.С. Тужаков