Даты и люди
В преддверии 250-летия крупнейшего русского литератора и историка Николая Карамзина Президентская библиотека представляет оцифрованные раритетные издания о его жизни и деятельности. В открытом доступе на портале www.prlib.ru находится главный труд Карамзина – «История Государства Российского» в 12 томах. Это объёмное произведение является одним из первых обобщающих трудов по истории России.
«История Государства Российского» охватывает период от начала Руси до 1611 года. «Это произведение необыкновенного трудолюбия, пламенного патриотизма, высокого нравственного чувства и мощного художественного таланта», - писал Константин Бестужев-Рюмин в книге 1895 года «Николай Михайлович Карамзин».
В фонде Президентской библиотеки, уделяющей особое внимание истории российской государственности, собрано также большое количество трудов Николая Карамзина на исторические темы, в том числе отдельные книги из «Истории Государства Российского». Так, например, на портале библиотеки доступны такие издания, как «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» 1802 года, «…Царствование Иоанна IV Васильевича Грозного» и т.д. Приступая к изучению эпохи правления Ивана Грозного в 1814 году, Карамзин писал Тургеневу: «Мысленно смотрю на Грозного: какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам «Историю» без сего любопытного царствования! Тогда она будет, как павлин без хвоста», - говорится в книге Константина Бестужева-Рюмина «Николай Михайлович Карамзин».
Кроме того, можно ознакомиться с личной перепиской Николая Карамзина. Особенно интересны «Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву», изданные в Санкт-Петербурге в 1866 году к 100-летию со дня рождения Карамзина. Также стоит отметить и «Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому». Письма Николая Карамзина к Дмитриеву охватывают сорокалетний период – начиная с 1787 года, с редкими перерывами, и почти до самой смерти историографа. Письма Карамзина к своему шурину князю Петру Вяземскому написаны в 1810–1826 гг. Князь Вяземский высоко оценивал эту переписку: «Самые полные, самые искренние записки не имеют в себе того выражения истинной жизни, какими дышат и трепещут письма… Письма – это самая жизнь, которую захватываешь по горячим следам её».
На портале Президентской библиотеки представлен ещё один значимый труд Карамзина – «Письма русского путешественника», который был им создан в ходе поездки в 1789–1790 гг. в страны западной Европы. В этом сочинении представлены описания общественной и семейной жизни Запада, бесед с великими людьми (например, с Иммануилом Кантом, И. Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем), приведены рассуждения об искусстве, даны художественные описания природы и т.д. Эта повесть появилась в «Московском журнале», который Карамзин стал издавать после приезда на родину, и принесла автору огромную известность. В книге литератора Н. Дюнькина и публициста А. Новикова «Н. М. Карамзин: биография и разбор его главных произведений» написано: «Для русской читающей публики «Письма русского путешественника» были приятной неожиданностью... Они были для неё новы, как по своему содержанию, так и по способу изложения и языку. В силу разнообразия своего содержания они явились для читателя чем-то вроде энциклопедии».
Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В 1803 году император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовали публикации «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802–1803 гг.).
Кроме того, невозможно переоценить значение Николая Карамзина как реформатора русского языка. В книге Якова Грота «Карамзин в истории русского литературного языка» 1867 года говорится: «Он… отбросил чуждую пестроту в словах, в словосочетании, и дал ему народное лицо». В другой книге «Русский заграничный сборник: Карамзин и Сперанский» 1858 года написано: «Он первый осмелился писать обыкновенным разговорным языком, уничтожил выражения устаревшие и германские, избрал предметы для своих новостей из жизни действительной, а не фантастической, из преданий нашей национальной старины, а не иностранных народов, сблизил, одним словом, наше общество с русскою литературой».
Николай Карамзин был не только великим писателем и историком, но и высокой души человеком. «Внутренняя работа над самим собою привела Карамзина к желанию любить человечество, к готовности помочь ближнему, к необыкновенной мягкости в отношениях с людьми, к терпимости вообще и к веротерпимости в частности, к уважению человеческой личности независимо от ее общественного положения», - написано в книге Петра Смирновского «История русской литературы девятнадцатого века» 1899 года. Сам Карамзин говорил об этом: «Жить есть не писать историю, не писать трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику: все другое, любезный мой приятель, есть шелуха, не исключая и моих восьми или девяти томов».
------------------
С уважением,
Пресс-служба Президентской библиотеки - для agroday