Актуальная тема
Прокуратурой Целинского района по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства Администрацией Целинского района.
В ходе проверки в деятельности администрации Целинского района выявлены нарушения требований природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Утилизация и переработка отходов на территории п. Целина Целинского района сведена к их захоронению на сооружении по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, расположенном на земельном участке (КН 61:40:0010120:219) площадью 40 000 кв.м., в 800 м. в юго-западном направлении от ориентира ул. Западная 51, п. Целина, Целинского района.
Место для расположения полигона ТБО отведено с 1993 года и обозначено в генеральном плане Муниципального образования «Целинское сельское поселение», утвержденном решением Собрания депутатов Целинского сельского поселения от 11.11.2011 № 55.
На данный земельный участок, муниципальным образованием «Целинский район» зарегистрировано право собственности (свидетельство о государственной регистрации права № 61 АИ № 315713 от 17.06.2014).
Сооружение по охране окружающей среды и рациональному природопользованию (свалка ТБО) включает в себя административно-бытовое здание (бытовка), площадку складирования отходов. В состав отходов размещенных на полигоне ТБО входят: пластиковые, стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная и картонная упаковочная тара, бытовой мусор, растительно-древесные отходы, древесные строительные отходы.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ, ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п.п. 3.1, 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов.
Приведенные выше нормы действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, в нарушение п.п. 1, 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сооружение по охране окружающей среды и рациональному природопользованию (полигон ТБО) создан в отсутствие разрешения, выданного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, место строительства данного объекта определено в отсутствие проведенных специальных исследований и положительного заключения государственной экологической экспертизы, объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами, доказывающими существование данного объекта, должны быть: проектная документация, акт ввода в эксплуатацию, техническая документация, определяющая срок эксплуатации и мощность объекта.
Вместе с тем, проект данного полигона отсутствует, в связи с этим определить срок эксплуатации и объем возможного накопления отходов не представляется возможным, эксплуатация данного объекта в отсутствие проекта может привести к необратимым экологическим последствиям.
Из пункта 1.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 следует, что требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 2.1 СП 2.1.7.1038-01 полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
При эксплуатации сооружение по охране окружающей среды и рациональному природопользованию (полигона ТБО) допускаются нарушения санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 № 16 (далее – Правила), а именно:
- в нарушение п. п. 2.2, 3.4 Правил отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигона твердых бытовых отходов;
- в нарушение п. 2.3 Правил контроль за составом поступающих отходов не осуществляется, учет поступающих отходов не ведется, контроль за распределением в рабочей части полигона не проводится;
- в нарушение п. 4.3 Правил отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов;
- в нарушение п. 4.4 Правил полигон твердых бытовых отходов огражден не по всему периметру, при въезде отсутствует шлагбаум;
- в нарушение п. 5.1 Правил складирование твердых бытовых отходов осуществляется в отсутствии рабочей карты и инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов;
- в нарушение п. 5.3 Правил отсутствуют переносные сетчатые ограждения у места разгрузки и складирования твердых бытовых отходов для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов из мусоровозов;
- в нарушение п. 3.2 Правил не разработан проект санитарной защитной зоны полигона.
- в нарушение п. 3.7 Правил отсутствует котлован для получения грунта для проведения промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО;
- в нарушение п. 6.4 Правил отсутствует программа (план) производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона твердых бытовых отходов.
На основании решения собрания депутатов Целинского района от 28.04.2015 № 58 полномочия в области организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на вышеуказанном полигоне переданы администрации Целинского сельского поселения.
Обслуживание данного полигона осуществляется на основании ежемесячно заключаемых договоров возмездного оказания услуг между муниципальным образованием «Целинское сельское поселение» и Муниципальным унитарным предприятием «Водокоммунальное хозяйство» Целинского района. Ростовской области.
На момент осмотра территории полигона зафиксирован факт слива жидких бытовых отходов густой консистенции непосредственно на открытые участки поигона ТБО, что является нарушением ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Размещение бытовых и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе в отсутствие необходимой проектной и экологической документации, в нарушение технологии безопасного захоронения может повлечь негативные экологические последствия, возникновение инфекционных и хронических заболеваний, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие населения.
Проект плана мероприятий направленных на организацию утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории Целинского района не содержит сведения о принятии мер к приведению объекта размещения отходов в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ). Ненадлежащая организация утилизации и переработки отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека, разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами, установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абзаца 6 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ захоронением отходов является изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Из абзаца 9 этой же статьи следует, что объектом размещения отходов может выступать лишь специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В силу п.п. 3.1, 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов.
Приведенные выше нормы действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что действующий полигон ТБО расположен в границах п. Целина, что противоречит требованиям ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89, запрещающим захоронение отходов в границах на-селенных пунктов.
В нарушение п.п. 1, 2, 3 ст. 12 указанного Федерального закона данный объект создан в отсутствие разрешения, выданного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, место строительства данного объекта определено в отсутствие проведенных специальных исследований и положительного заключения государственной экологической экспертизы, объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004) документами, доказывающими существование данного объекта, должны быть: проектная документация, акт ввода в эксплуатацию, техническая документация, определяющая срок эксплуатации и мощность объекта.
Вместе с тем, проект данного полигона отсутствует, в связи с этим определить срок эксплуатации и объем возможного накопления отходов не представляется возможным, эксплуатация данного объекта в отсутствие проекта может привести к необратимым экологическим последствиям.
Вышеизложенные недостатки и упущения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками администрации Целинского района требований действующего природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отсутствии должного контроля со стороны руководства администрации района за исполнением обязанностей подчиненных сотрудников.
-----------------------------
Прокурор района
старший советник юстиции А.А. Толкачёв