Способствуя реальному росту зарплат бюджетников
Заработная плата бюджетников к 2018 году должна вырасти 1,4-1,5 раза. На это направлен Указ Президента РФ от 07.05.2013 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Со второго полугодия 2013 г. приоритетным направлением контрольной деятельности Роструда России и территориальных органов является именно это направление. Мы беседуем с Врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Тюменской области по правовым вопросам Наталья Полянской
- Наталья Сергеевна, почему Государственной инспекции по труду вменяется именно такая работа?
- Когда мы говорим, что заработная плата бюджетников должна вырасти к 2018 году в 1,4-1,5 раза, то четко понимаем, что этот рост должен быть реальным. А это значит, что любое увеличение нагрузки, работа в сверхурочное время, при которых зарплата становится больше и другие выплаты за отдельные виды работ, не входящие в систему нормирования по основной работе – не есть повышение реальной (нормированной) зарплаты бюджетникам.
По данным Роструда такое «повышение» отмечено в регионах России. Есть утвержденные нормативы, тарифные ставки, другие формы выплат в рамках конкретной работы (должности), которую выполняет конкретный работник. Именно они должны повышаться.
В Тюменской области контрольная деятельности по исполнению и реализации Указа Президента РФ от 07.05.2013 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» возложена на Государственную инспекцию труда в Тюменской области.
- Какими критериями руководствуется ГИТ в Тюменской области при определении приоритетов контрольной деятельности при повышении зарплаты бюджетников в регионе на период 2013 – 2018 годы?
Все базовые критерии прописаны в Указе Президента РФ от 07.05.2013 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Во – первых, мы исходим из того, что в 2013 году средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений должна вырасти до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе.
Во – вторых, к 2018 году средняя заработная плата врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников должна повыситься до 200% средней заработной платы в соответствующем регионе.
В – третьих, к 2018 году средняя заработная плата социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала, среднего медицинского персонала должна повыситься до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги – до 200% средней заработной платы в соответствующем регионе.
- Какие первые результаты?
В этой связи Государственной инспекцией труда в Тюменской области составлен подробный перечень учреждений и организаций здравоохранения, культуры, образования и науки, в который включено 758 учреждений и организаций.
В 23 учреждениях из этого перечня проведен мониторинг увеличения заработной платы в 2012-2013 г., результаты которого таковы:
- размер среднемесячной заработной платы работников здравоохранения в 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился на 10,6% ( по данным мониторинга правительства Тюменской области - 14%) , в образовании – на 28,2% ( по данным мониторинга Правительства Тюменской области - 31 %), в учреждениях культуры – на 26,8 % ( по данным мониторинга Правительства Тюменской области - 18%). Небольшая разница в цифрах объясняется тем, что Правительством Тюменской области мониторинг проводится по всем учреждениям и организациям указанных сфер, а при проведении мониторинга государственной инспекцией труда охвачено только 3% учреждений.
Увеличение заработной платы работников указанных сфер соответствует показателям, установленным в планах мероприятий («дорожных картах») «Изменения в отраслях социальной сферы».
Существующим законодательством РФ ограничено внеплановое проведение проверок, в том числе по вопросам, связанным со своевременностью выплаты заработной платы. Мы работаем в тесном взаимодействии с Прокуратурой Тюменской области, что позволяет оперативно решать некоторые вопросы организации таких проверок.
Однако есть случаи, когда Государственной инспекцией труда в Тюменской области проводятся внеплановые документарные проверки. Прежде всего, по конкретным жалобам граждан, когда трудовые права нарушены. Мы пользуемся правом, предусмотренным трудовым законодательством, проводить проверки по конкретным обращениям граждан.
В ходе проверок, проведенных в отношении ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» и МАОУ «Первопесьяновская СОШ» установлены нарушения законодательства о труде в части оплаты труда: работодателем в нарушение статьи 152 Трудового Кодекса РФ сверхурочная работа оплачивалась в одинарном размере, при этом дополнительные дни отдыха работникам не предоставлены. По результатам проверок работодателям вручены обязательные для исполнения предписания о необходимости устранить выявленные нарушения, оплатив работникам сверхурочную работу; кроме того руководители учреждений привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
В план проверок на 2014 год планируется включить 160 учреждений и организаций сферы здравоохранения, культуры, образования и науки.
- Благодарю за столь подробные ответы на вопросы
Владимир Igel (Тюмень) - для agroday.ru