Дела табачные: продолжение темы
ПРОКУРАТУРА МОРОЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СООБЩАЕТ
В силу вступил Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон) направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака.
1. Курение табака.
Настоящий Закон вводит более строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Частью 1 ст. 12 рассматриваемого Закона дополнительно вводится запрет на курение табака на территориях, в том числе:
1) с 1 июня 2013 г. - на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;
- на всех видах общественного транспорта;
- в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов и др.;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
- на детских площадках;
- в границах территорий, занятых пляжами;
- в помещениях социальных служб;
- на автозаправочных станциях;
2) с 1 июня 2014 г. - в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
- в гостиницах;
- в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;
- в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).
В ч. 5 ст. 12 Закона предусмотрено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо размещать знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения будут разработаны впоследствии в подзаконных актах.
За курение в вагонах пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов, предусмотрена административная ответственность по ст. 11.17 КРФ об АП, за нарушение иных вышеуказанных требований настоящего Закона ответственность до настоящего времени не предусмотрена.
2. Торговля табачной продукцией.
В ст. 13 Закона предусматривается, что в целях ограничения потребления табачной продукции могут применяться специальные ценовые и налоговые меры. Среди этих мер в рассматриваемом Законе предусмотрены следующие:
- повышение акцизов на табачную продукцию;
- установление минимальных розничных цен на табачную продукцию.
Эта норма вступит в силу с 1 января 2014 г. (ч. 2 ст. 25 Закона).
2.1. Запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним
Закон устанавливает более обширный перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Частью 1 ст. 20 рассматриваемого Закона запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. За нарушение этого запрета продавец может быть привлечен к административной ответственности по ст. ст. 14.2 и 14.15 КРФ об АП (незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством и нарушение правил продажи отдельных видов товаров, соответственно).
2.2. Ограничение продажи табачной продукции
Кроме запрета на продажу табачной продукции несовершеннолетним, ст. 19 Закона установлены многочисленные ограничения на торговлю табачной продукцией и табачными изделиями. В ч. 1 данной нормы указано, что торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. (ч. 1 ст. 19 Закона).
Указанные нормы об ограничении торговли табачной продукцией вступят в силу с 1 июня 2014 г. (ч. 3 ст. 25 Закона).
Также ч. 7 ст. 19 Закона запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг и др.;
- на расстоянии менее чем 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
- на территориях и в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов и др.
Следует обратить внимание, что за нарушение правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена административная ответственность по ст. 14.15 КРФ об АП (нарушение правил продажи отдельных видов товаров).
3. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака.
Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст. 2 рассматриваемого Закона под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, целью, результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.
За нарушение законодательства о рекламе для рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КРФ об АП (нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе).
Прокурор района
младший советник юстиции С.В. Карасёв - для agroday.ru