Вопросы хоть и «местного значения» поселения, но чрезвычайно важные
По правилам п. 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из правоприменительной практики
Прокуратурой Аксайского района Ростовской области на основании обращения гражданки М. проводилась проверка исполнения администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района обязанностей, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проверкой было установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права М. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 47, 2 м2, в т.ч. жилой – 31,7 м2, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, ст. Ольгинская
Постановлением главы администрации Ольгинского сельского поселения был утвержден акт комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения и многоквартирного дома непригодным для проживания и подлежащим сносу на территории Ольгинского сельского поселения от, согласно которого, М. рекомендовано произвести ряд работ, вместе с тем, указано, что разбор ограждающих конструкций, выполнение ремонтных работ может повлечь за собой обрушение несущих стен строения.
Одновременно с этим, на основании договора, заключенного между администрацией Ольгинского сельского поселения и ОАО ПИ «Горжилпроект», последним выполнено техническое заключение о состоянии жилого строения
В соответствии с заключением ОАО ПИ «Горжилпроект», по результатам обследования несущих строительный конструкций строения выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в следствии ухудшения эксплуатационных характеристик, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности строения, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований фундаментов (конструкции стен, перекрытий, крыши жилого дома имеют деформации, а также значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций перекрытий и крыши, которые свидетельствуют об исчерпании их несущей способности и опасности обрушения). Состояние жилого дома оценивается как аварийное.
По правилам п. 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст.15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. При этом, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. №47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
Согласно п. 2 Положения, действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
По правилам п. 33 и п. 49 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправлении издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно информации администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района определить планируемые сроки предоставления М. жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям, не представлялось возможным.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Кроме того, следует учитывать, что ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Согласно информации администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района М. была включена в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Порядковый номер М. в отдельном списке лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма № 2. Фактически семья М. имеет порядковый номер 1, так как детям – сиротам предоставляется жилье по договору социального найма через сектор опеки и попечительства Управления образования администрации Аксайского района.
В качестве причины не предоставления семье М. жилого помещения отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, органом местного самоуправления указано на отсутствие на балансе администрации муниципального жилья. Кроме этого, строительство муниципального жилья, для предоставления по договорам социального найма для нуждающихся в улучшении жилищных условий или переселения из жилья непригодного для проживания, на территории Ольгинского сельского поселения не велось в связи с дефицитом местного бюджета.
Вместе с тем, отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
По правилам ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением за защитой прав и свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, прокуратура настояла на признании бездействия администрации поселения по переселению жильцов из непригодного для проживания (аварийного) жилого дома незаконным, обязании администрацию сельского поселения предоставить М.. с составом семьи 8 (восемь человек) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взамен непригодного для проживания (аварийного), не менее нормы предоставления.
Помощник прокурора Аксайского района Е.Ю. Горюнова - для agroday.ru