«Наличие в Уставе сельского поселения ряда положений могло снизить уровень доверия к органам местного самоуправления…»
Прокуратурой Аксайского района Ростовской области в рамках осуществления полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», некоторое время назад проводилась правовая экспертиза Устава муниципального образования «Большелогское сельское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов Большелогского сельского поселения. Было установлено, что данный Устав противоречил федеральному законодательству по следующим основаниями
Согласно ч.5 ст. 45 Устава, за главой Большелогского сельского поселения по окончании срока его полномочий на период трудоустройства на новое место работы, но не более одного года, сохранялось денежное содержание по ранее замещаемой должности при прекращении полномочий в случаях:
1) истечения установленного срока полномочий по замещаемой должности;
2) упразднения должности в соответствии с уставом Большелогского сельского поселения.
Наша справка: в соответствии с ч.5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органами местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, более высокий уровень гарантий может быть установлен только на период его полномочий. Полномочия органов местного самоуправления по установлению гарантий депутатской деятельности не могут распространятся на регулирование трудовых отношений, что следует из ч.2 ст.64 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой установление каких бы то ни было преимуществ при заключении трудового договора за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом не допускается.
Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
Таким образом, полномочия по установлению дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, регулируется ст. 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают предоставление гарантий работников по окончании срока его полномочий.
Не предусмотрены такого рода гарантии (как по кругу лиц, так и по основаниям их выплаты) и в федеральном законодательстве, устанавливающем правовое положение и гарантии лицам, замещающим аналогичные государственные должности Российской Федерации.
Устанавливая гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, при прекращении их полномочий, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе Российской Федерации норму, устанавливающую дополнительную гарантию отдельным категориям работников по окончании срока его полномочий, чем превысили свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Указанные выводы подтверждаются практикой Верховного Суда Российской Федерации (определениями от 01.02.2012 №34-Г11-21, от 02.03.2011 №36-Г11-6).
Выявленные в ходе проведенного анализа рассматриваемого нормативного правового акта нарушения федерального законодательства также свидетельствовали о нарушении Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Так, в соответствии с п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Следовательно п 4 ч.1 ст.2 Устава подлежал приведению в соответствие с ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ и подлежал изложению в следующей редакции: «организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.»
Согласно п. 6. ч.1 ст. 14 Федерального закона, к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Следовательно п.6 ч.1 ст. 2 Устава подлежала приведению в соответствие с ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ и подлежала изложению в следующей редакции: «обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».
В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона, к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Следовательно, п.21 ч.1 ст.2 Устава необходимо было привести в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того, необходимо было дополнить ч.3 ст. 9 Устава в соответствии ч. 3.2. ст. 23 Федерального закона, выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Необходимо было дополнить ч.3 ст. 9 Устава согласно ч. 3.3. ст. 23 Федерального закона, в случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Наличие в Уставе Большелогского сельского поселения указанных положений, могло снизить уровень доверия к органам местного самоуправления.
Таким образом, решение Собрания депутатов Большелогского сельского поселения «Устав муниципального образования «Большелогское сельское поселение», не соответствовало требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Были приняты меры реагирования.
Прокурор района Д. А. Загоруйко - для agroday.ru