Как в Тверской и Псковской областях муниципальные образования нарушают земельное законодательство

Нарушений на землях сельскохозяйственного назначения на территориях Тверской и Псковской областей много. Итоги работы Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям за последние годы свидетельствуют, что собственники земельных участков недооценивают стратегическое значение пахотных угодий в вопросе обеспечения продовольственной безопасности губерний. Невозделанные пашни зарастают мелколесьем и сорными травами, захламляются производственными и бытовыми отходами, а порой просто уничтожаются. При этом наряду с индивидуальными предпринимателями и гражданами нарушают земельное законодательство должностные лица, чьей прямой обязанностью является земли охранять и защищать – руководители муниципальных образований.

Нарушений на землях сельскохозяйственного назначения на территориях Тверской и Псковской областей много. Итоги работы Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям за последние годы свидетельствуют, что собственники земельных участков недооценивают стратегическое значение пахотных угодий в вопросе обеспечения продовольственной безопасности губерний. Невозделанные пашни зарастают мелколесьем и сорными травами, захламляются производственными и бытовыми отходами, а порой просто уничтожаются. При этом наряду с индивидуальными предпринимателями и гражданами нарушают земельное законодательство должностные лица, чьей прямой обязанностью является земли охранять и защищать – руководители муниципальных образований.
В Тверской области насчитывается 405 муниципальных образований, из которых 319 - сельские поселения, в Псковской области 238 муниципальных образований, из которых 185 - сельские поселения. Спектр деятельности администраций различного уровня достаточно широк – от разработки программ и планов социально-экономического развития до организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования. Регламентируется эта деятельность Положением об администрации муниципального образования, в котором четко прописаны права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе и в отношении земель, являющихся муниципальной собственностью.
Однако Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, осуществляя контроль и надзор на землях сельхозназначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений, сталкивается с вопиющими нарушениями земельного законодательства. На муниципальной «сельхозке» дымятся горы мусора, разрастаются вширь и вглубь песчаные карьеры, а в молодом лесочке, подросшем на бывшей пашне, можно при желании собрать неплохой «урожай» грибов и ягод. Земли муниципальных образований захламляются порубочными остатками и загрязняются нефтепродуктами, используются под незаконную застройку, в ходе которой снимается и уничтожается плодородный слой почвы. Последствия этого «земельного беспредела» приводят к выбыванию некогда продуктивных земель из сельхозоборота, так как они становятся непригодными для производства аграрной продукции.
Отделом земельного надзора Управления Россельхознадзора проводилась проверка муниципальных земель в Западнодвинском сельском поселении Тверской области, в ходе которой на принадлежащем муниципальному образованию пастбище в районе деревни Фофаново была обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Полиэтиленовые пакеты, бутылки, битый шифер и прочий мусор свалены на площади около 300 кв.м. Инспектор установил, что систематическая работа по сбору и утилизации отходов на территории поселения администрацией не организована, так как заключенный со специализированным предприятием договор позволяет осуществить только разовую уборку территории. Глава Администрации Западнодвинского сельского поселения пояснила инспектору отдела земельного надзора, что на выполнение муниципальной функции по сбору и утилизации ТБО в местном бюджете не заложили финансовых средств в необходимом объеме. Такие объяснения вряд ли могут служить веским аргументом, к тому же гораздо больше средств потребуется в дальнейшем, чтобы восстановить нарушенные земли и сделать их пригодными для сельхозпроизводства. Опасность свалок заключается в том, что под ними земля уплотняется, ухудшаются ее физико-механические свойства и насыщение кислородом, также в плодородный слой привносятся загрязняющие вещества, отравляя землю и выводя ее из оборота. Стоит ли упоминать еще и об общей опасности свалок не только для земли, но и для всей окружающей среды? Общеизвестно, что горы разлагающегося мусора загрязняют воздух и питьевую воду, являются источником распространения различных инфекций.
За допущенное нарушение земельного законодательства Глава администрации Западнодвинского сельского поселения привлечена к административной ответственности по факту захламления земель сельскохозяйственного назначения твердыми бытовыми отходами. Управлением Россельхознадзора в отношении должностного лица вынесено постановление о назначении административного штрафа и выдано предписание, обязывающее провести мероприятия по уборке сельхозугодий от мусора.
За аналогичное нарушение привлечены к ответственности администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области и Глава администрации поселения. На муниципальных землях сельскохозяйственного использования в районе деревни Воробьи при проведении плановой проверки инспектором выявлена несанкционированная свалка ТБО.
Есть муниципальные «мусорные истории» и в сопредельной Псковской области, также подконтрольной Управлению Россельхознадзора. Так, при обследовании муниципальных земель сельского поселения «Дубровенская волость» Порховского района инспектором были обнаружены горы бытового мусора и отходов деревообрабатывающего производства, которые незаконно вывозились и сбрасывались на земли сельскохозяйственного назначения. Администрация поселения не выполняла необходимые мероприятия по защите земель от захламления, поэтому к Главе администрации были применены штрафные санкции и выдано предписание с целью устранения выявленных нарушений земельного законодательства.
Если вернуться к итогам работы Управления Россельхознадзора за прошедший год, то можно сказать, что из общего числа свалок, выявленных на землях сельхозназначения, четверть находится на землях муниципальных образований.
Далеко не все дела в отношении муниципальных образований заканчиваются «мировым соглашением» со своевременным исполнением требований предписаний и уплатой административных штрафов в срок. В прошедшем году было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении администрации Дедовичского района Псковской области, земли которой заросли деревьями и кустарником. Администрации был назначен штраф и предписано поведение мероприятий по расчистке земель. Казалось бы, все очевидно – не обеспечил охрану земель от зарастания, так обеспечь своевременную распашку и раскорчевку. Однако администрация Дедовичского района, не согласившись с постановлением Управления Россельхознадзора, оспорило его в арбитражном суде. Рассмотрев представленные документы, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд признал постановление Управления Россельхознадзора законным и оставил его в силе.
Множатся на территории областей и нарушения, связанные с незаконным снятием и перемещением плодородного слоя почвы, что нередко приводит к его уничтожению. Эта проблема особенно актуальна сейчас, когда мы с катастрофической скоростью продолжаем терять плодородные земли. В деревне Гряда Жарковского района Тверской области администрация Троицкого сельского поселения выделила под устройство пожарного водоема земельный участок сельскохозяйственного использования. В результате работ, произведенных с привлечением МУП «Жарковские городские коммунальные системы», на участке был уничтожен плодородный слой на площади около 0,5 га. Также здесь появился заполненный водой котлован размером 750 кв. м., глубина которого только до поверхности воды составляет около трех метров. Остальная часть земель беспощадно оголена и изрыта, плодородная земля перемешана с нижними неплодородными слоями. Территория теперь больше напоминает карьер по открытой разработке песка, чем земли сельскохозяйственного использования. Фундамент находящегося на участке нежилого строения после проведения этих работ «поднялся» над уровнем участка более чем на метр и красноречиво свидетельствует о произошедшем здесь варварском снятии верхних плодородных слоев почвы.
Управлением Россельхознадзора по данному факту нарушения земельного законодательства проводилось административное расследование, в ходе которого были отобраны и направлены на исследование в ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» пробы почв с целью исследования показателей плодородия. Экспертная комиссия дала заключение, что в результате выполненных работ произошло снижение уровня плодородия на земельном участке до стадии полного уничтожения. А это значит, что без проведения рекультивации нарушенные земли не смогут участвовать в сельхозпроизводстве. Специалистами Управления Россельхознадзора был рассчитан размер вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды. Его сумма в материальном выражении составила 4,5 млн. рублей.
Земельным законодательством установлена ответственность за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также за его уничтожение. Управлением Рссельхознадзора к административной ответственности привлечены Администрация Троицкого сельского поселения и Глава Администрации. Нарушители должны заплатить административные штрафы и провести рекультивацию земель с целью восстановления плодородия почв.
Административные штрафы за нарушения земельного законодательства, наложенные Управлением Россельхознадзора на муниципальные образования областей, нередко становятся предметом обсуждения и недовольства отдельных представителей административного звена губерний. Так, руководитель Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области заявил, что Россельхознадзор просто «тренируется» на платежеспособных районах, потому что «видит, что районы успешные и могут платить». Это утверждение несостоятельно, так как для надзорных органов платежеспособность районов не является критерием оценки возможности привлечения к административной ответственности. Требования земельного законодательства в равной степени распространяются как на агрария, владеющего несколькими сотками сельхозземель, так и на администрацию района, обладающую сотнями гектаров, независимо от уровня материального благосостояния.
В Тверской и Псковской областях сейчас продолжается активная работа по возвращению в муниципальную собственность невостребованных земельных паев, принадлежащих членам бывших колхозов. Тенденция, безусловно, положительная, только вот станут ли эти земли возделываться, если у администраций порой «не доходят руки» до уже имеющихся у нее сельхозугодий?




477

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
Южные корма Южные корма
Ростов-на-Дону г.
Комбикорма известных производителей
Lazer Market Lazer Market
Измир
Оборудование для лазерной маркировки и резки (лазеры) от производителя с гарантией 2 года
Русское горно-химическое общество, ООО/ РГХО Русское горно-химическое общество, ООО/ РГХО
Москва
Магнезиальные продукты для промышленности, сельского хозяйства и экологии
ДД1 ООО/Диджитал Девеломпмент Уан ООО ДД1 ООО/Диджитал Девеломпмент Уан ООО
Пенза
Портал больших машин - Солярка.
УралМеталлРесурс, ООО УралМеталлРесурс, ООО
Челябинск
Производство пружин.

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку