ЦБ РФ / 08.08.2020
Доллар (USD): 60,9474 руб.Евро (EUR): 67,8162 руб. Золото: 3037,92 руб. Серебро: 35,1 руб. Платина: 1896,8 руб. Палладий: 4148,27 руб.
ГлавнаяПубликацииНовости министерств и ведомствДругие ведомстваДух и буква закона

Дух и буква закона

абота по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры подчинена решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка. Наряду с рассмотрением письменных обращений в прокуратуре района проводится ежедневный, в течение всего рабочего дня, прием граждан, в процессе которого гражданам разъясняются требования федерального законодательства, а также принимаются на рассмотрение соответствующие обращения. Всего в минувшем 2012 году в прокуратуру Аксайского района Ростовской области поступило 1700 обращений граждан по различным вопросам.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество обращений граждан, рассмотренных и удовлетворенных в прокуратуре района, до настоящего времени сохраняется тенденция, когда граждане не согласны с решением прокуратуры района о перенаправлении обращений в орган или должностному лицу в чью компетенцию входит решение поставленных в обращении вопросов, а также несогласия с ответами прокуратуры района, носящими разъяснительный характер, и как следствие снижению авторитета органов прокуратуры у населения.
Вместе с тем, орган прокуратуры, как и любой иной орган власти, наделен определенным кругом полномочий.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры не осуществляют надзор за физическими лицами, поэтому многочисленные жалобы, например на соседей, которые залили квартиру или иным образом нарушили жилищные права гражданина, рассмотрению по существу в прокуратуре не подлежат. Разрешение такого рода споров осуществляется либо путем досудебного урегулирования, либо в судебном порядке. В частности, ч.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
По правилам ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, в случае если указанный в заявлении спор не относится к перечисленным в ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, органы прокуратуры района не имеют законных оснований для обращения в суд с соответствующим заявлением.
В указанном выше случае, свое право на защиту нарушенных прав гражданин вправе самостоятельно реализовать в порядке, предусмотренном действующим процессуальным законодательством.
Приведем еще один пример, когда обращения не подлежат рассмотрению по существу в органах прокуратуры, а заявителям разъясняется судебный порядок решения поставленного вопроса.
В орган прокуратуры поступает обращение, в котором сообщается о нарушениях закона при принятии решений органами управления товарищества собственников жилья, в частности общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими.
В соответствии с ч.1 ст. 143.1 члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Одновременно с этим, ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Следует отметить, что действующее жилищное законодательство наделило собственников помещений в многоквартирном доме значительным кругом полномочий по решению вопросов, возникающих при реализации различных форм управления многоквартирными домами. Вместе с тем, к сожалению, социальная активность граждан, при решении вопросов, которые отнесены законом к их исключительной компетенции (в органы управления ТСЖ входят именно собственники помещений в многоквартирном доме) остается на низком уровне, граждане, как правило, самоустраняются от решения указанных вопросов. Кроме этого, жилищным законодательством в качестве органа, осуществляющего контроль за финансовой деятельностью товарищества определена ревизионная комиссия, которая создается в каждом товариществе в соответствии со ст. 150 Жилищного кодекса Российской Федерации специально для соответствующих проверок с последующим отчетом перед собственниками жилых помещений, однако собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников помещений в многоквартирном доме, зачастую, формально подходят к выбору членов ревизионной комиссии.
В случае, если в деятельности органов управления товарищества собственников жилья усматриваются признаки хищения имущества или денежные средства, соответствующие обращения необходимо направлять в ОМВД.
Поскольку в настоящем разъяснении зашла речь о жилищных правах граждан, необходимо напомнить, о разграничении прокурорского надзора и государственного жилищного надзора.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения в части правового регулирования вопросов осуществления контроля и надзора за соблюдением жилищного законодательства.
Так, компетенция органов государственной власти Российской Федерации в указанной сфере дополнена полномочиями по установлению порядка осуществления государственного жилищного надзора и функциями Правительства Российской Федерации по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
Непосредственное осуществление государственного жилищного надзора названным законом отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона государственный жилищный надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки, проводимой органами государственного жилищного надзора, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний), правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На органы государственного регионального жилищного надзора возложены обязанности по надзору за соблюдением всех требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных правоотношений – органами власти, местного самоуправления, их должностными лицами, управляющими организациями, гражданами. В законе особо выделены полномочия по надзору за соблюдением обязательных требований со стороны товариществ собственников жилья, управляющих компаний и их руководящих органов. Органом государственного жилищного надзора в Ростовской области является государственная жилищная инспекция Ростовской области.
Необходимо отметить, что направление гражданами обращения в орган и должностному лицу, в чью компетенцию входит рассмотрение поставленного в обращении вопроса способствует оперативности рассмотрения данных обращений.

Помощник прокурора Аксайского района Ростовской области
юрист 3 класса Е.Ю. Горюнова- для http://agroday.ru

Дух и буква закона

Валерий+2

Новый выпуск журнала АПК-ЮГ

Agroday.ru, Copyright © 2011-2015 ООО "ЭКСПОМЕДИА". Все права защищены.
Email: support@agroday.ru Тел./факс: +7 (863) 2820411, 2820412, 2820413, 2820346, 2820346, 2401488
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на http://agroday.ru обязательна.
Яндекс цитирования
Разработка портала: Adlogic Systems
Платформа: Xevian