Южно-российское молоко. Проблемы и перспективы

Таможенный союз и ВТО серьезно пошатнули отечественный продовольственный рынок. В числе вероятных «жертв» такой глобализации находятся и производители молока. Что они могут предложить в качестве собственных мер защиты? Будет ли им помогать государство в этой борьбе? Фактически, российские производители молока оказались в достаточно стесненных условиях уже некоторое время назад, когда только-только заработал механизм Таможенного союза с Белоруссией. Наши заграничные коллеги получают относительно высокие субсидии на производство молока, поэтому себестоимость там получается ниже. «Что и говорить, если себестоимость южно-российского молока равна примерно 9 рублям за литр, а они уже сюда, включая стоимость доставки, привозят его по семь рублей? – задается риторическим вопросам советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области, член Экспертного совета журнала «АПК ЮГ» Юрий Корнюш. – Я уже не говорю, какая разница в рентабельности получается при торговле молочными продуктами с высокой добавленной стоимостью. Например, сливочным маслом. Да, наше молоко при этом лучше по качеству, но большинство покупателей у нас – люди бедные, для которых цена является не то что превалирующим – единственным критерием при выборе продукта».

Впрочем, новая Госпрограмма развития сельского хозяйства предполагает долгожданные компенсации аграриям на литр (килограмм) произведенного молока. Но размер ее обсуждать пока «опасно» (она может быть изменена), да и как отреагируют белорусы, тоже непонятно. Поэтому сравнивать рынок в новых условиях пока не будем.

Перспективы
Фундаментально разведение КРС и молочное животноводство, в частности, могут быть очень прибыльным делом, с нашими обширными плодородными землями и относительно благоприятным климатом. Инвесторы это понимают и постепенно «входят» в молочные проекты активнее. Потенциал предприятий только одного Краснодарского края на сегодняшний момент позволяет перерабатывать до 1,6 млн т сырого молока в год. Их вклад в пополнение бюджета впечатляет. В прошлом году он составил 552 млн руб., на 46% больше, чем в 2011 г. Инвестиции в развитие материально-технической базы предприятий за последние несколько лет превысили четыре млрд руб. «Далеко не каждая отрасль имеет подобные объемы инвестирования. Темпы роста объёмов производства продукции по всему ассортименту находятся на достаточно высоком уровне. Это подтверждает правильность выбранного переработчиками курса на модернизацию производства, освоение новых технологий и выпуск продукции с новыми свойствами», - отметил новый министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Сергей Гаркуша на специальном совещании, посвященном перспективам отрасли (прошло в первой декаде апреля).

Сегодня на Кубани наблюдается существенный рост потребления молочной продукции, но уровень производственных мощностей растёт не так стремительно. Молочные заводы потребляют более 90% производимого в крае молока. При этом уровень загрузки их мощностей не превышает 45%. Недостаток сырья при высокой концентрации перерабатывающих предприятий в крае и за его пределами привели к жёсткой конкурентной борьбе на сырьевом рынке и, как следствие, к росту закупочной цены на сырое молоко. При этом остается актуальным вопрос качества молока, производимого животноводческими предприятиями Кубани.

Защита и протеже
Предприятия Кубани участвуют в реализации губернаторской программы «Школьное молоко», и формирование такого постоянного спроса со стороны государства может быть расширено. А практика «госзаказов» должна применяться и в других регионах, считают опрошенные эксперты. При этом участники рынка подчеркивают, что сегодня нужна защита интересов производителя молочной продукции на федеральном и региональном уровне, нужны эффективные меры господдержки как производителей, так и переработчиков молока.

«Самое главное – сохранить приемлемый уровень рентабельности молока для хозяйств, - отмечает гендиректор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев. - Если говорить о сбыте готовой продукции, то у нас есть хороший опыт заключения соглашения о наценке с сетями. Это напрямую касается того, как складывается конечная цена молока на полке. Считаю, что взаимодействие в рамках соглашения позволит развиваться всем. И продукция будет доступна покупателю». «Нужно стабилизировать цену на готовую продукцию, - считает генеральный директор ООО фирма «Калория» Наталья Боева. - Сети будут с нами работать, тем более что краевые власти настоятельно рекомендуют, чтобы 70% продукции было местного производителя».

В соседних регионах такое протеже встретишь нечасто. ОАО «Сальское молоко» (Ростовская область) за последние годы сильно увеличило ассортимент выпускаемой продукции, обновило внешний вид упаковки, уже практически вся линейка товаров идет со знаком «Сделано на Дону» на упаковке, но отдаленность крупных крупных городов и засилье «крупного ритейла» заставляет искать реализацию в небольших сетях. «Я работаю на заводе 31 год, прошла путь от простого рабочего до руководителя предприятия, и могу с чистой совестью сказать – такого качества продукции, таких высоких стандартов производства по санитарии, микробиологии, качеству продукции здесь еще не было никогда! – говорит директор «Сальского молока» Татьяна Панченко. – Это здорово, что область взялась за такое активное продвижение своих производителей, но очень важно обратить внимание на взаимодействие с сетями. В итоге мы все работаем на одну общую, благородную цель. Но если торговые сети будут ставить заслон нашей продукции, то до сердца покупателя достучаться будет очень трудно, при каком угодно хорошем качестве продукции».

Сергей Кац
1060

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: