ЮРИЙ КОРНЮШ:ЦЕНЫ НА ЗЕРНОВЫЕ ДОЛЖНЫ СКОРО СНИЗИТЬСЯ

ЮРИЙ КОРНЮШ:ЦЕНЫ НА ЗЕРНОВЫЕ ДОЛЖНЫ СКОРО СНИЗИТЬСЯ

Об особенностях нынешнего сельскохозяйственного года и перспективах развития донского пищепрома нашему изданию рассказал советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК Юрий КорнюшНовый сезон обещает быть очень «интересным»: цена на зерновые бьет рекорды, несмотря на разгар уборки. Какого же уровня цен нам ждать в начавшемся сельхозгоду?
— Мы действительно наблюдаем сейчас ценовые рекорды, но я полагаю, что уже в скором будущем цена может снизиться.
— Но ситуация в мире складывается напряженная, основные страны­производители говорят о рекордных убытках. Объем урожая кукурузы в США падает, и эксперты говорят, что Америка кукурузу в животноводстве будет замещать пшеницей. У вас нет опасений, что это приведет к очень сильному, нездоровому скачку цен?
— Несколько лет назад была похожая история: американцы заявляли, мол, у нас неурожай, все плохо — а кто этот урожай­то видел? В итоге они собрали вполне хороший урожай и «задушили» им весь наш экспорт. Поэтому слепо верить этим данным не стоит. Я этому не верю. Конечно, у них есть проблемы, но вряд ли в таком масштабе, в каком их рисуют некоторые американские СМИ.
— Как вы оцениваете состояние товарной биржи в России? Сможет ли она помочь рынку в формировании «справедливых» рыночных цен?
— Пока есть понятие «кэш» (то есть расчеты по «серым» схемам — АПК ЮГ), биржа на этом заканчивается. Кроме того, пока крестьянин не будет уверен, что ситуация будет предсказуемой через три­четыре месяца, никто не будет ждать маржу через это время. Слишком неспокойный наш рынок, и люди предпочитают не рисковать, не «играться» с ценой.
То, что происходит у нас сегодня — это, извините, каменный век. Но мы уже вступили в ВТО, и биржа у нас все­таки появится, в этом нет сомнений.
Если мы не хотим или не можем этого сделать, это сделают за нас иностранцы. Весь цивилизованный мир торгует на бирже, и мы никуда от этого не денемся. Прозрачнее, выгоднее, спокойнее нет торговли.
— Можно ли сегодня делать прогнозы по рынку масличных? Какой ожидать урожай подсолнечника, какой будет цена на него к концу 2012 года?
— Об объеме урожая говорить еще, конечно, рано. Погодная ситуация для подсолнечника сказывается в целом благоприятно, ожидается неплохой урожай. Хотя, видимо, уборка в этом году начнется немного раньше, чем обычно. Что касается ценообразования: сегодня килограмм подсолнечника стоит от 12 до 14 рублей за килограмм. Думаю, с начала уборки цена будет ниже 12 руб., но с конца зимы начнется предсказуемое сезонное удорожание. Нужно учитывать, что хранить без заметного ущерба для качества основную нашу масличную культуру можно максимум два­три месяца. И поэтому к весне обычно цена возрастает значительно, текущий сезон исключением не будет.
— Губернатор Ростовской области Василий Голубев сегодня много говорит о необходимости увеличивать объемы переработки сельхозпродукции. Как вы оцениваете состояние и перспективы этой отрасли на Дону?
— Думаю, нужно сказать спасибо губернатору за то, что он инициировал запуск бренда «Сделано на Дону». На мой взгляд, это был очень удачный, сильный маркетинговый ход. Но теперь и самому бизнесу нужно проявлять уже какую­то гибкость и включаться в нормальный маркетинговый процесс. Ведь часто у наших производителей упаковка до сих пор такая, что товар в руки брать не хочется. Фасовка бакалеи, например, у многих производителей начинается лишь от 50 кг. О каком развитии переработки можно говорить, если нет нормального маркетинга? Соседний Краснодарский край немного раньше пошел по этому пути. Недавно сам увидел: у них уже даже сгущенное молоко, например, фасуют в упаковки по 20 граммов. Так как на это есть спрос. И эффект для экономики региона соответствующий.
— Для развития этой отрасли нужны инвесторы, люди, готовые вкладывать свои и занимаемые деньги в новые проекты. Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Ростовской области?
— Фундаментально Ростовская область очень привлекательна в плане инвестирования. Общеизвестно, какое выгодное географическое, транспортное расположение занимает область. У нас прекрасный климат относительно большинства других регионов. Но работа по привлечению инвесторов требует серьезных улучшений.
В деловых предложениях, которые предоставляют муниципалитеты инвесторам, нужно доходить до мелочей — вот у нас недавно были македонцы, они предлагали свои проекты. У них все было просчитано практически до гвоздя. Пришел инвестор — вот ему вся выкладка: что делаем мы, что вы, сколько это точно будет стоить, какие есть варианты оптимизации и так далее и так далее. Вся презентация сопровождается графиками, таблицами, фотографиями и тому подобным. Логично, что они нашли хорошего инвестора.
— Такая работа в меньшей степени зависит от областной власти — это обязанность муниципалитета…
— И я об этом же говорю. Губернатор обозначил позицию — ребята, занимаетесь переработкой, давайте вместе развивать бренд «Сделано на Дону». Бренд уже пользуется поддержкой населения, никто отрицать этого не может. Но не должен же Голубев ездить по территориям с презентациями тех или иных муниципалитетов! Это не его функции. Это не дело и министра сельского хозяйства Василенко. Это же сугубо функции муниципалитета! Даже если в районе не хватает финансовых, юридических или других возможностей, в их распоряжении есть департамент инвестиций и предпринимательства, есть наша Торгово­промышленная палата, другие ведомства и организации, готовые оказать всю необходимую помощь.
— Какая основная задача стоит сегодня перед агропромышленным комплексом Юга России? Можно ли сегодня выделить «главную проблему»?
— Выделить «главную», конечно, трудно — ведь это целый комплекс тесно связанных между собой задач. Однако для нас очень важно развивать транспортную составляющую. Зерном мы будем торговать еще долго, именно оно приносит большую часть доходов АПК. А реализация экспортного потенциала южного региона очень тормозится отставанием инфраструктуры. Мало того что не хватает перевалочных мощностей, у нас пока нет нормальных дорог для доставки грузов к портам, не хватает вагонов и так далее.
1163

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: