Возможности и потенциал сельскохозяйственного сектора России огромны, что доказывает многовековая история страны. Россия всегда была аграрной державой, но сегодня эта отрасль находится в упадке. Для того, чтобы вернуть былой размах и поднять фермерство на принципиально новый уровень, необходимо разработать план поддержки и укрепления сельского хозяйства страны.
Так, в Торгово-промышленной палате в столице в рамках Московского экономического форума было проведено предварительное заседание аграрной секции, на которой был задан важный вопрос: возможен ли трехкратный рост сельского хозяйства России? В этой связи председатель оргкомитета и президент политико-экономического клуба "Рой" Константин Бабкин рассказал о потенциале нашей страны в аграрной отрасли и презентовал Дорожную карту развития сельского хозяйства. По словам Бабкина, существующая "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" крайне не результативна.
"При наших условиях производства мы не конкурентоспособны, — заявил заместитель председателя комитета ГД РФ по аграрным вопросам Сергей Доронин. — Поэтому мое предложение такое: увеличить сроки кредитования инвестиционных кредитов, их у нас около одного триллиона рублей выданы для развития сельскохозяйственной отрасли. А сроки были восьмилетние. Затем постановлением правительства РФ дали возможность пролонгировать эти кредиты на три года, то есть сегодня до одиннадцати лет продлена ставка субсидирования инвесткредитов. Необходимо предложить увеличить эти сроки как минимум до двадцати лет. Потому что если в самый сложный период адаптации к ВТО мы заставим всех сельхозтоваропроизводителей возвращать кредиты в срок, то я думаю, что нас ждет в ближайшее время череда банкротств".Главный недостаток в утвержденной программе заключается в отсутствии разумной экономической политики, и это может привести к тому, что к 2020 году отечественные продукты практически исчезнут с рынка. С момента вступления России в ВТО прошло два месяца и за это время на российский рынок хлынули сельскохозяйственные продукты из других стран. Уже сегодня свиноводческая отрасль начала сокращать производство, а ведь все последние годы отмечался рост прибыльности этого сегмента. Сейчас отрасль претерпевает стагнацию, и виновато в этом снижение цен, продиктованное наплывом заграничной свинины на российский рынок.
Как отметил председатель оргкомитета, разумная аграрная политика, которую должно проводить государство, основывается на следующих принципах: объем производства должен превышать объем потребления, необходимо ставить перед собой амбициозные задачи по объемам производства, государство должно принимать активную роль в регулировании сегмента и создавать равные условия конкуренции. Главными задачами сегодня является развитие производства сельхозпродукции, экспорта и национального рынка, который сам по себе достаточно большой, если учесть, что население России составляет 142 миллиона человек. Для этого необходимо запретить политику сдерживания цен на зерно и другие продукты, что каждый раз ударяет по кошельку фермеров и крестьян. В результате вмешательства государства в процесс роста цен фермеры вынуждены продавать зерно на 40 процентов дешевле, чем их западные коллеги.Современные технологии, применяемые сегодня в сельскохозяйственной отрасли, позволяют увеличить производство всех видов продуктов в три раза. С ростом населения планеты, которое за последние 20 лет увеличилось почти в три раза, появился огромный рынок сбыта. И если страна с самой большой территорией не будет снабжать широкий рынок, то этим займутся конкуренты: Африка и страны СНГ, которые сегодня стремятся в лидеры по обрабатываемым землям. Говоря о возможностях сельского хозяйства РФ, Константин Бабкин подчеркнул, что только его укрепление поможет поднять деревню и улучшить положение отечественных крестьян и фермеров. Согласно статистике, начиная с 1989 года с карты нашей страны исчезли 20 000 деревень. В оставшихся селах уровень безработицы в два раза выше, чем в городе, поэтому молодое трудоспособное население, в особенности получившее высшее образование, не горит желанием остаться в деревне, а уезжает в город. И данная социальная проблема напрямую зависит от развития сельскохозяйственного сегмента.
Причем, очевидной выгоды покупателям сбивание цен не приносит, потому что цена зерна в буханке хлеба составляет лишь 10 процентов, а тем временем труд фермеров становится нерентабельным. Также важно использовать погектарный принцип распределения государственных дотаций вместо существующего сегодня "неравного", ввести защитные пошлины на ввоз иностранных продуктов сельского хозяйства, отменить существующие льготы на импорт, обеспечить господдержку социально незащищенных слоев населения путем ввода специальной системы продовольственной поддержки (имеются в виду продовольственные талоны, популярные в США).
Кроме того, государство должно контролировать качество продукции, усилить экологические требования к происхождению и качеству продукции, не допускать на рынок продукты, изготовленные из генно-модифицированных составляющих, что позволит уберечь здоровье нации. Что касается развития производства сельхозпродукции, то для этого опять же необходимо поднять уровень его господдержки, предоставить гарантии минимальных цен на продукцию (что активно используется в США), отменить сельхозналог и НДС на покупаемые крестьянами производственные ресурсы, снизить вдвое тарифы на газ, тепло и электричество, отменить акцизы на дизельное топливо для сельхознужд, ввести 50-процентное субсидирование инвестиционных проектов, а также принять меры по снижению ставки по кредитам до уровня стран Европейского Союза и США. Интересно, что уровень государственной поддержки фермеров, трудящихся в странах ЕС, составляет до половины его доходов, и в 25 раз меньше, чем в России при сравнимых площадях сельхозугодий. Нерадостен и тот факт, что даже тарифы на электричество в наших деревнях в два раза выше, чем в соседней Беларуси, в три раза выше украинских, и в 1,7 раз выше канадских, что, разумеется, мало способствует улучшению финансового состояния российских фермеров и крестьян.
Усиление и поддержка экспорта должны стать приоритетными задачами российского правительства. Для примера, в Евросоюзе 15,5 миллиардов долларов в год тратится на субсидирование экспорта собственной продукции. Российские же власти, наоборот, практикуют ввод запрета на экспорт, как произошло в 2010 году после аномально жаркого лета. Тогда был введен запрет на экспорт зерна, что едва не разорило отечественных фермеров. По мнению составителей "дорожной карты", государство, наоборот, должно вводить гарантии экспортных сделок, экспортное кредитование и страхование.
Если Россия будет готова предоставлять третьим странам кредиты на приобретение российской продукции, то можно будет говорить уже не об энергетической, а о продовольственной зависимости других стран от России. Для усиления роли РФ в мире также следует оказывать гуманитарную помощь нуждающимся странам в виде сельхозпродукции. Кроме того, Россия должна оказывать помощь в продвижении продукции наших фермеров на международных рынках. Отечественные деятели сельскохозяйственной отрасли должны представлять продукт своего труда на ярмарках за рубежом.
Таким образом, развитая инфраструктура позволит экспортировать продукцию не только из европейской, но и азиатской части России. По мнению составителей, дорожная карта развития сельского хозяйства может стать локомотивом скорого и эффективного роста всей экономики страны. По результатам заседания аграрного сектора в программу будут внесены изменения, после чего ее направят в адрес Президента РФ и лидеров политических партий для реализации основных положений документа. При этом немаловажна политическая поддержка проведения международных переговоров с участием представителей российских правительств. Но с учетом специфики РФ, связанной с огромной территорией и расстояниями, во главе угла стоит инфраструктура. Необходимо создать новую железную дорогу, при помощи которой можно будет с легкость доставлять продукцию из центральных районов страны в ее северную часть. Потому что на сегодняшний день, как отметил профессор академии народного хозяйства РАН при правительстве РФ Иван Стариков, "нет в мире прецедентов перевозки зерна железнодорожным транспортом" на столь большие расстояния. Запуск таких зерновозов "потребует укрепление всех мостовых переходов по России", и в этом случае встает необходимость строить новую железную дорогу, которая поможет выйти на рынки Юго-Восточной Азии.
Источник: pravda.ru
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите