Так, в последние десять лет Россия катастрофически ослабила свои позиции в выращивании яблок и других фруктов, скатившись в третий десяток ведущих мировых производителей и катастрофически проигрывая Китаю, Польше, Турции, Молдове и другим странам, завоевавшим торговые сети нашей страны. Скажем, с июля 2012 по апрель нынешнего года Россия импортировала 1,13 млн т яблок, что на 10% больше, чем за аналогичный отрезок предыдущего сезона, и является рекордом для данного периода, когда наша страна закупила чуть более одного млн т яблок. И даже с учетом этого в среднем россиянин потребляет 46 кг этих фруктов в год, а это в два раза меньше положенной нормы. Собственное производство позволяет обеспечить менее 15 кг плодово-ягодной продукции на человека в год, что составляет и вовсе 15,6% рекомендованного уровня потребления. С 2006 г. РФ по импорту яблок занимает первое место в мире, и это совсем не та номинация, лидерство в которой может радовать. У нас есть огромный производственный потенциал, который практически не используется, при этом ввоз плодов в страну с каждым годом растет в среднем на 5%.
С 80-х гг. площади фруктово-ягодных посадок в России подвергаются постоянному серьезному сокращению: площадь плодово-ягодных насаждений сократилась в два раза, виноградных – в три, наиболее же сильно пострадали семечковые культуры, площадь посадок под них уменьшилась в четыре раза. С 2000 г. происходит дальнейшее уменьшение объемов посевных площадей. Если говорить про конкретные временные отрезки, то мы увидим следующие цифры: площади плодово-ягодных насаждений сократились с 904 тыс. га в 1995 г. до 578 тыс. га в 2010 г, производство же плодов и ягод в промышленных садах снизилось с 1,2 млн т в 1990 г. до 0,3 млн т в 2010 г. Для сравнения, в Китае за этот же период производство одних только яблок выросло с 4,3 млн т до 31,7 млн т, а объем экспорта увеличился в 19(!) раз.
На сегодняшний день на территории нашей страны количество питомников не превышает 350, в Польше же их количество за 15 лет выросло с 450 до 3000, в первую очередь как раз за счет оккупации российского рынка.
Продуктивность садоводства в государствах, являющихся основными игроками на плодово-ягодном рынке России, растет благодаря использованию современных инновационных технологий и закладке интенсивных садов, где государственные структуры субсидируют не менее 50% от общих затрат; это в четыре-пять раз больше, чем у нас, хотя возраст большей части наших промышленных садов превышает 30-35 лет.
В большинстве садов работы по уходу за плодовыми насаждениями из-за острой нехватки средств проводятся в минимальных объемах, а в ряде хозяйств — не осуществляются вовсе. Необычайно сильные холода зимы 2005-2006 гг. привели к значительному повреждению или даже гибели значительной доли насаждений. Из-за этого многие садоводческие хозяйства стали банкротами или были поставлены на грань выживания.
Очередное ухудшение ситуации произошло летом 2010 г. Тогда из-за беспрецедентной жары погибло немало садов, причем не только старых, но и вновь посаженных, в отдельных же районах засуха уничтожила даже лесополосы. По мнению специалистов и ученых, климатическая обстановка того лета стала причиной стойкого снижения продуктивности выживших садов.
Естественно, внесло свою негативную лепту и ВТО, хотя присоединение к этой организации стало, как уже отмечено выше, лишь дополнительным штрихом общей безрадостной картины.
14 июля 2012 г. Правительство Российской Федерации приняло документ № 717 под названием «Целевая программа «Развитие садоводства и питомниководства … на 2013-2020 годы», предусматривающий в 2013 г. реализацию комплекса мер, необходимых для модернизации садоводства и его инновационного переформатирования. Однако Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 января 2013 года № 16 ставки субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку садоводства были снижены в два раза по сравнению с предыдущим годом.
В связи с этим весной руководство национальной Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала весной обратилась к премьер-министру и министру сельского хозяйства России с письмами, в которых содержалось перечисление вышеуказанных проблем (последней каплей стало заявление главы департамента торговых переговоров министерства экономического развития и торговли Максима Медведкова о том, что «уже действующие субсидии не во всем соответствуют обязательствам, принятым Россией в ходе переговоров по присоединению к ВТО и подлежат корректировке») и просьба о помощи в их решении. В ответ садоводов проинформировали, что увеличение финансирования возможно лишь при появлении дополнительных средств в федеральном бюджете и предлагалось в качестве одной из возможных мер помощи инициировать расследование причин резкого увеличения импорта плодовой продукции в Россию; в случае, если будут выявлены и доказаны факты демпинга и недобросовестной конкуренции, Евразийская экономическая комиссия имеет право установить на ограниченный срок повышенную ввозную пошлину на данную продукцию.
Таким образом, садоводам, ожидающим государственной поддержки, остается уповать в первую очередь не на федеральный центр, а на местные власти, которые, в свою очередь, могут задействовать не только собственные ресурсы, но и, проявив упорство, выбить-таки дотации из Москвы. Наибольший патернализм здесь проявляют руководство южных регионов. Так, на Кубани в этом году были введены три новых вида государственной поддержки садоводческих хозяйств. На раскорчевку садов старше 30 лет выделяется 8 тыс. 746 руб. на 1 га из краевого и федерального бюджетов. На установку шпалеры в садах интенсивного типа предусматривается финансирование из расчета 60 тыс. руб. на 1 га, на размещение систем капельного орошения – 50% от фактических затрат. В Ставропольском крае, по словам руководителя регионального минсельхоза Александра Мартычева, в развитие садоводства и виноградарства в текущем году будут вложены средства в размере более 30 млн руб., из них 20 млн предоставит местный бюджет и 13,1 млн – федеральный.
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите