СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ   - ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА

СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ - ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА

Ростовская область приступила к реализации новой госпрограммы «Развитие семейных животноводческих ферм». Сегодня в области по конкурсу было отобрано пять участников, но в будущем их число будет непременно расти. Семейные молочные фермы сегодня являются одним из наиболее «элегантных» и эффективных решений по возрождению российской молочной отрасли, отмечает большинство экспертовВ большой семье Бутенко все заняты делом — глава семейства Геннадий Стефанович вместе с сыном много лет успешно занимается растениеводством, у зятя — КРС. А супруга, Лидия Николаевна, недавно была признана победителем конкурсного отбора на предоставление гранта для развития собственной молочной фермы.
В хозяйстве мужа есть все для успешного развития молочного проекта — собственная кормовая база как одно из требований программы (в хозяйстве Бутенко получают, пожалуй, самые высокие урожаи в Егорлыкском районе по пшенице, кукурузе и по свекле). Есть и опыт в выращивании КРС. Только если раньше семья занималась исключительно мясным направлением, сегодня они хотят попробовать свои силы и в направлении молочном. Еще одно требование госпрограммы — чтобы произведенное молоко уходило не перекупщикам, а в переработку — в хозяйстве решили без проблем. Как отмечает Лидия Николаевна, уже сегодня заключены договоры на поставку молока с Егорлыкским и Кагальницким молокозаводами. Это значит, что проблема сбыта решена уже на начальном этапе реализации проекта. «Глупо было бы затеваться с фермой, не имея точного представления, куда это молоко будет продано».
Правда, в перспективе фермеры Бутенко намерены заняться собственной переработкой. Госпрограмма позволяет это сделать. «Тогда мы сможем выйти на нормальный уровень доходности. Продавать молоко по 10 рублей — это, конечно, никуда не годится, — признает Геннадий Стефанович. — Это разве нормально, что мы продаем молоко по 10 рублей, а вы покупаете его по 40? Я не только хочу денег заработать, я также хочу кормить свою страну качественной, натуральной и недорогой едой. И мы, фермеры, можем это сделать».
Объем денежных средств, которые получают победители программы, различен и зависит от вашего бизнес­плана. Семья Бутенко, например, получит чуть менее 10 млн рублей, кроме того, для строительства используются 2,7 млн собственных и 3,8 млн рублей заемных средств.
«У меня, в принципе, уже все есть. Севооборот у нас идеальный, прекрасные показатели по урожаю, доход позволяет жить моей семье и платить достойную зарплату нашим работникам. А зачем я лезу в это дело? Просто хочу показать, что если есть мозги и желание работать, все получится. Надо не плакаться, как все плохо, а дело делать! — делится своими планами Геннадий Стефанович. — Для нас молочное направление, можно сказать, новое, но два года — и тут будет такая образцовая ферма! Это, если хотите, проект со спортивным интересом».
Плюсы и минусы
Мнения экспертного сообщества относительно подобных проектов рознятся. Сильной стороной семейных ферм является требование государства продуманного бизнес­плана. Уже на этапе его разработки у агрария появляется видение того, какие реальные затраты нужно будет понести, хватит ли оборотных средств на этапе окупаемости проекта, какие дополнительные риски несет возведение фермы и т.д.
Кроме того, под федеральную программу по семейным фермам Россельхозбанк разработал специальную программу кредитования. Помимо непосредственно кредита, который государство субсидирует в размере 100% от ставки рефинансирования, банк предоставляет клиенту также расчет доходности проекта и несколько вариантов проектно­сметной документации, необходимой для проекта.
«Теперь фермер при обращении в Россельхозбанк за получением кредита на цели, связанные с созданием семейной молочной фермы, без труда может воспользоваться одним из типовых вариантов документации. В них учтены архитектурные, функционально­технологические, инженерно­технические решения для обеспечения строительства молочных ферм, — пояснили в пресс­службе самого банка. — Кроме того, специальное предложение включает в себя пример расчета доходности проекта. Используя эти документы, фермер сможет оценить эффективность планируемого проекта и приступить к его реализации».
Сильной стороной для подобного рода хозяйств может быть и сбыт. При большом и гарантированном объеме поставок молокозаводы готовы выкупать сырье значительно дороже, чем у ЛПХ. Дело в том, что молокозаводам «дешевле» работать с фермами, пусть и небольшими, чем покупать сырье в частных подворьях. «Во­первых, закупать молоко гораздо дешевле у одного покупателя, чем ездить по всей округе и скупать его небольшими «порциями» у ЛПХ, — поясняет директор ОАО «Сальское молоко» Татьяна Панченко. — Кроме того — риски. Сельхозпредприятие готово поставлять определенный обговоренный объем. Но, пожалуй, самое главное — это качество. Сельхозпредприятия строже следят за качеством молока, стараются, чтобы оно было «однородным». Когда же мы покупаем в ЛПХ, показатели жирности, в целом состава молока, очень сильно различаются. То есть заводу очень сложно выдерживать технологии производства, а некоторые продукты питания, например хорошие сыры, на «разнобойном» молоке вообще не изготовить».
Опрошенные сельхозтоваропроизводители отмечают один основной риск в такого рода проектах — это сохранение племенного фонда. Естественно, что «на старте» бизнесмены закупают хорошее племенное стадо. Однако часто небольшие семейные фермы не могут обеспечить должный уровень обслуживания коров, и в течениее 3–5 лет часто не удается «удержать» производственные показатели пород. В итоге сокращаются надои, за этим рушатся производственные и экономические планы.
По словам главы управления развития малых форм хозяйствования Донского минсельхозпрода ТАТЬЯНЫ СНИТКО, «Семейная ферма» обещает быть востребованным проектом. Продлится эта программа как минимум до 2015 года, а потом, вполне вероятно, будет продолжена. «Неформальная» задача минсельхозпрода — сделать так, чтобы хотя бы по одной семейной ферме было в каждом районе области.
На слова о том, что КРС многие фермеры считают бесперспективным, Геннадий Буденко смеется и разводит руками: «Мы сейчас боимся ВТО, а чего бояться? Да сами посмотрите — даже «новичок» в животноводстве сегодня может засеять одно поле многолетними травами, купить хотя бы пять хороших породистых телят — и выращивай их «с нуля», не пропадешь, — отвечает он. — Доход уже будет в несколько сотен тысяч. И можно развиваться, расти — проблем нет никаких».
Государство, кстати, готово помочь и тем самым «новичкам»: помимо семейных ферм» с 2012 года в рамках государственной и областной программ развития сельского хозяйства крестьянско­фермерские хозяйства могут принять участие в проекте по поддержке начинающих фермеров. Информация по обеим этим программам есть как в донском минсельхозпроде, так и во всех муниципалитетах области. При этом, как отмечают в областном ведомстве, государство будет стараться помочь и тем аграриям, которые представили достойные проекты, но не прошли конкурсный отбор.
2222

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Другое"